Картина Андрея Рублева «Архангел Михаил» находится в Третьяковской Галерее, где занимает высокие позиции. Данной работой художник будто соединил все возможные лучшие качества человека и надежды.
Михаил – первый ангел по правую руку Бога всегда олицетворялся, как надежная защита человечества и его интересов. Именно он заточил Люцифера в преисподней, когда тот решил ослушаться воли божьей и приклонить колени перед людьми. Будучи любящим братом, Михаил выполнил свою задачу и спас человечество от душегуба.
Иконостас мог быть создан одновременно с росписями Даниила и Андрея Рублёва около 1408 года или чуть позже. Работы по созданию храмового убранства могли затянуться на несколько лет или возобновиться уже после разорения собора в 1410 году. Степень сохранности, утраты красочного слоя и искажения первоначального рисунка икон деисусного ряда не позволяют однозначно судить об авторстве знаменитых иконописцев. Однако выразительность силуэтов и ритма, цветовых сочетаний внутри общей композиции, а также сходство колорита с рублевскими фресками Успенского собора свидетельствуют о принадлежности мастеров к кругу Андрея Рублёва.
Архангел Михаил Андрея Рублева облачен в темный далматик и золотой лор – парадные одежды византийских императоров, на плечи накинут красный с золотыми узорами гиматий. В одной руке архангела – зерцало, в другой – посох. После переделки иконостаса икона стала использоваться как северная дверь в алтарь, на боковых торцах сохранились следы крепления металлических скоб. В XVIII веке первоначальный левкас на нимбе был заменен новым. По всей поверхности иконы утраты и потертости красочного слоя, особенно на одеждах. Живопись крыльев почти полностью утрачена.
Иконостас Успенского собора во Владимире представлял собой самый грандиозный и впечатляющий ансамбль XV столетия. Самые ранние сведения об этом иконостасе содержатся в описной книге собора 1693 года, согласно которой он насчитывал 82 иконы. Однако первоначальный иконостас времени Андрея Рублёва включал значительно меньше икон, деисусный ряд состоял из 13 или 15 икон.
В 1775 году на выделенные императрицей Екатериной II деньги древний иконостас в соборе был заменен новым в барочном стиле. Иконы из старого иконостаса были частично уничтожены, частично проданы крестьянам села Васильевского Шуйского уезда Владимирской губернии, где их разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях.
По инициативе И. Э. Грабаря в ноябре 1918 года было проведено первое обследование икон в храмах села Васильевского членами Комиссии по раскрытию древнерусской живописи. В 1923 году все иконы из села Васильевского были вывезены для реставрации в Москву. А в 1934 году часть икон была передана из Центральных государственных реставрационных мастерских в Третьяковскую галерею.
Как известно, работа над иконой происходила в тяжелое для художника время. Именно тогда в его сознании и начали зарождаться образы гармонии и процветания. И наилучшим из них Рублев счел изображение архангела. Совершенный, непоколебимый он будто дает отпор реальности и наполняет душу человека спокойствием.
Изображение архангела выполнено в соответствии общепринятых русских образов небожителей. Однако присутствуют и элементы, свойственные эллинским персонажам – к примеру, крылья. Тут же добавлена гримаса задумчивости, несокрушимости и спокойствия. Таким образом, картина стала идеалом для всех возможных небесных образов.
Особую привлекательность придает использование розовых тонов. Они преобладают на лице архангела. Его нежные пухлые губы и щеки придают оригинальности образу. Теплый оттенок картины получился золотисто-темных локонов. После нежных тонов лица в глаза сразу же бросаются яркие крылья архангела – главное подчеркивание его небесного образа. Также ярко получилась и бирюзовая повязка на волосах персонажа.
Затем взор снова опускается на успокаивающий нежный цвет, который присутствует уже на накидке архангела. Ввиду всего вышеизложенного, можно сказать, что икона получилась неким успокоением для страждущих.