Анализ иконы Андрея Рублева Вознесение Господне - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Вознесение Господне

Анализ иконы Андрея Рублева Вознесение Господне

Успенский собор во Владимире славился своими фресками и иконами. Главными иконописцами, работающими над внутренним пространством здания, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно под внимательным взором Андрея Рублева и создали эти два мастера икону «Вознесение Господне».

На иконе Андрея Рублева Вознесение Господне изображен один из наиболее важных для православной церкви моментов из жизни Иисуса Христа – Вознесение. Согласно Новому завету Библии, после того, как Иисуса воскресили, он еще на протяжении сорока дней являлся своим апостолам.

Созданный в мастерской Даниила и Андрея Рублёва иконостас должен был соответствовать масштабу домонгольского храма, существенно отличавшегося по величине от небольших построек Московской Руси XIV – первой половины XV века. Он значительно превосходил иконостас Благовещенского собора по количеству и размерам икон и представлял собой самый грандиозный и впечатляющий ансамбль XV столетия. Его состав реконструируется благодаря сохранившимся описным книгам конца XVII века. Так, по описи 1693 года владимирский иконостас насчитывал 82 иконы, 25 из которых размещались в праздничном ряду. Разумеется, эти сведения относятся к ансамблю XVII столетия, древнее ядро которого было существенно дополнено. Наиболее вероятно, что первоначальный иконостас времени Андрея Рублёва включал в себя 13 или 15 икон деисусного чина и 16 праздников.

Иконостас находился в соборе вплоть до 1775 года, когда по повелению императрицы Екатерины II его заменили новым, в стиле барокко. Часть древних икон вывезли в село Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии, где разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях. Первое обследование этих памятников, находившихся под несколькими слоями поздней записи, проводилось членами Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Н.Д. Протасовым и Г.О. Чириковым в 1918 году. Авторское письмо сохранилось только на пяти иконах из праздничного ряда: три из них находятся в Третьяковской галерее, а две, «Крещение» и «Сретение», – в Государственном Русском музее.

Иконографические схемы дошедших до нас праздничных икон из Успенского собора в целом типичны для византийской и московской живописи XIV–XV столетий. Это касается прежде всего «Вознесения», иконография которого отличалась наибольшей устойчивостью: вверху представлен возносящийся Христос во славе, поддерживаемой ангелами, внизу – Богоматерь, олицетворяющая Церковь, и апостолы с ангелами – свидетели чуда. Как и на других московских иконах рубежа XIV–XV веков, свободные и непосредственные позы и жесты персонажей отражают разные оттенки эмоционального восприятия события.

Достаточно типично и «Благовещение» со сложно разработанным архитектурным фоном и динамичной композицией: ангел в развевающемся плаще делает широкий шаг к Богоматери, склоняющей голову в знак принятия Божественной воли. Для иконы «Воскресение – Сошествие во ад» выбран тот вариант иконографии, в котором Христос, попирающий врата ада, обращен вправо и поднимает из гробницы коленопреклоненного Адама. По-видимому, спокойная и уравновешенная композиция соответствует тому моменту повествования апокрифического Евангелия Никодима, когда сошедший во ад Христос берет за руку Адама и дарует ему прощение, говоря: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек». Редкой особенностью владимирской иконы является изображение Христа и праведников не над адской пещерой, а внутри нее, отчего сияние славы Христа заполняет почти все пространство. Вероятно, свет в адской пещере должен был напомнить об известном пророчестве Исаии, повторенном в евангельской истории о рождении Спасителя: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9: 2; Мф. 4: 16).

Среди ярких стилистических особенностей праздничных икон владимирского иконостаса – крупномасштабность фигур персонажей, которые располагаются на первом плане композиции, и относительная плоскостность передачи форм горок или зданий на фоне. Тем не менее иконы заметно различаются по манере исполнения, что свидетельствует об их принадлежности нескольким мастерам – членам артели Даниила и Андрея Рублёва. Причем «Вознесение», как наиболее совершенный и утонченный образ, многие исследователи относят к творчеству самого Рублёва. Эта икона с ее классическими пропорциями, плавностью рисунка, свободно очерченными силуэтами, сосредоточенными и вдохновенными ликами наиболее гармонична. Особенно выразительны изысканная цветовая гамма, где сочетаются золотистые, синие и вишневые оттенки, и острая характерность отдельных деталей. К их числу относятся сближенные руки Богоматери и апостола Петра, благодаря которым передается глубокая внутренняя связь образов.

Он днями и ночами рассказывал своим последователям о великом Божьем Царстве. На сороковой день он попросил своих последователей не уходить из Иерусалима. Все вместе они поднялись на вершину горы. Икона показывает нам тот самый момент, когда Иисус возносится на небо к своему Отцу. Сын Девы Марии изображен в большом круглом облаке сине-черного цвета. Облако поднимают в небо два ангела. Иисус изображен в золотом одеянии, над головой – золотой нимб. Мужская фигура прорисована в сидячем положении, ноги слегка скрещены.

Под облаком мы видим скопление людей – это 12 апостолов, которые провожают Иисуса и ждут его возвращения обратно на землю. Данная икона также является пророчеством о том, что когда-нибудь будет второе пришествие Иисуса, он также спустится к людям на этом же облаке.

Икона была написана в 1408 году. Большая часть работы сильно повреждена и рассыпалась со временем. Но ясно одно, что художник использовал очень яркие, насыщенные цвета при прорисовке фигур людей и ангелов. Апостолы одеты в красные, зеленые, синие одеяния. Задний фон работы золотой, что подчеркивает важность изображенных на иконе фигур. Также стоить отметить, что на заднем фоне видны очертания стен города и крыш. Видимо, это Иерусалим – город, в котором проповедовал Иисус.