Анализ иконы Андрея Рублева Сретение - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Сретение

Анализ иконы Андрея Рублева Сретение

Для православного мира икона Андрея Рублева «Сретение» имеет особое значение. Сретение – это христианский праздник, который завершает цикл рождественских праздников. На данной иконе мы видим не просто изображение святых, а целый сюжет, описанный на страницах Нового Завета.

Дева Мария на сороковой день после рождения Иисуса пришла в храм, чтобы посвятить сына Богу. На иконе мы видим, что человеческие фигуры изображены прямо на входе в храм. Художник не случайно выбрал именно это место действия. Мария, находясь за пределами храма, передает Иисуса в руки Симеону, который расположен на ступенях святого здания, что является символом переходного момента, начала новой жизни.

Симеон – это трехсотлетний старец. Ему пришлось прожить такую длинную жизнь, потому что на Земле у него была своя миссия. Он ждал рождения ребенка, который станет спасителем всего человечества. Теперь, когда Мария передаст ребенка в руки старца, Симеон наконец-таки сможет отправиться на небеса – его долг выполнен. Он склонился перед ребенком и его матерью и протягивает руки. Совсем скоро случится неминуемое, но Симеон не собирается бежать от пророчества. Он благословляет Марию и ее сына.

Праздник «Сретение» был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Посмотришь на икону Рублева, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» — встреча, старец Симеон, которому уже давно дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле спасителя мира. И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник Иосиф. Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую. Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма. А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки…Свою собственную смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпушаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…».На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни, придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука.

В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

На иконе расположены и еще две человеческие фигуры. Прямо за Марией следует женщина. Это святая Анна, пророчица, которая предсказала Иисусу удивительную жизнь. Она поведала Марии, что ее ребенок станет Спасителем, в котором так нуждается все человечество. По лицу Богоматери видно, что женщина знает о нелегкой судьбе ее первенца. Но она не показывает вида и смиренно идет к старцу. Она понимает, что ее сын – Спаситель и такова его судьба. За Анной следует Иосиф, муж Марии. Художник намеренно изображает его в самом углу иконы. Он не играет особой роли в происходящих событиях. На заднем плане мы видим прорисовку храма, в котором и будет проходить церемония посвящения Иисуса Богу.