Анализ иконы Андрея Рублева Троица - Андрей Рублев
Анализ иконы Андрея Рублева Троица

Анализ иконы Андрея Рублева Троица

Более 600 лет назад Андреем Рублевым была написана великолепная икона «Троица». Работа выполнена по канонам церковного искусства художником, чье сердце было отдано служению Богу. Не удивительно, что все работы наполнены религиозным содержанием.

Икона “Троица” известна во всем мире. Ее написал русский иконописец, живший в ХV веке, – Андрей Рублев. Точное время создания определить невозможно. Ученые склоняются либо к 1411 году, либо к периоду с 1425 по 1427 год, когда иконописец занимался росписью строящегося Троицкого собора.

На иконе изображен ветхозаветный сюжет “Гостеприимство Авраама”. Он повествует о том, как Авраам, отдыхая в дубраве Мамвра, встретил трех путников (ангелов). Отвел их к себе домой и вместе с женой накормил странников. Ангелы сообщают Аврааму, что через год у них родится сын, который даст начало народу иудейскому.

Андрей Рублев не стал изображать всех деталей, что традиционно показывали на “Гостеприимстве Авраама”. Нет ни самого Авраама, ни его жены, нет признаков трапезы. Только стоящая на столе чаша с головой тельца. Ангелы изображены не вкушающими, а беседующими. В каждом предмете и символе, изображенном на иконе, есть отсылки к основным библейским мотивам.

Три ангела олицетворяют собой Бога-Отца (в центре), Бога-Сына (справа), Святого Духа (слева). Вместе они Святая Троица. В руках у каждого скипетр – символ царствования.

Позади ангелов видно дерево, под которым отдыхал Авраам. В то же время это Дерево Жизни. Здание – это дом Авраама, которое также символизирует церковь. Справа находится гора. Она тоже несет свою символику. Это прообраз Голгофы.

Смысловой центр иконы – чаша с головой тельца, символизирующая чашу, в которую стекала кровь Христа, когда он был распят. Также чаша символизирует жертвенность ради спасения человечества. Десницы ангелов в центре и слева благословляют чашу. Правый и левый ангелы тоже образуют силуэт чаши.

У иконы есть круговая структура, символизирующая вечность и триединство Бога. Ангелы не вписаны в круг, они его образуют, что и говорит об их единстве.

Цвета на иконе яркие, но гармонирующие между собой.

У каждого ангела в одежде присутствует голубой цвет – символ божественной сущности. У ангела справа красивое сочетание голубого и зеленого – в нем есть и Бог и человек. Среднему ангелу Рублев добавил темно-вишневый оттенок в одежде. Его рукав почти бордового цвета с золотой полосой говорит о его главенстве. Над головами ангелов – золотые ореолы.

Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом. Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны.

Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Великолепны глаза, словно живые, они выдаются на картине, в них чувствуется блеск, одухотворенность. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им.

В центре иконы – чаша, как символ страданий Христа. Если вы внимательно посмотрите, то внутренний и внешний контуры крайних ангелов также составляет большую чашу. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него – здание, символизирующее церковь. Обратите внимание на правый верхний угол. Здесь мы видим гору, как искупление падшего мира, прототип Голгофы, на которую взойдет Иисус.

Структура иконы подчинена идее круга, которая испокон веков символизировала вечность, в данном случае бесконечность любви и божественного триединства. В иконе нет лишних деталей, каждый предмет символичен. Рублев не утяжеляет икону бытовыми элементами, основное внимание сосредоточено на ликах.

Икона была написана для Троице-Сергиевого монастыря, поэтому ангелы обеспокоены миром порока, в котором погряз человек. И поэтому Бог Отец (центральная фигура) готов отправить на землю сына (левая фигура), чтобы искупить грехи людей. Эпохальная икона!