Картина “Деревенская любовь”, одно из лучших произведений Бастьен-Лепажа, была приобретена в Париже Сергеем Михайловичем Третьяковым. братом основателя Третьяковской галереи, и завещана им в это собрание. Она висела среди полотен русских мастеров второй половины XIX века более тридцати лет. По всей видимости, известного коллекционера привлекло в работе французского художника то же стремление передать правду жизни, какое было свойственно творчеству русских живописцев того времени.
Светлый весенний вечер. У старого забора, разделяющего две крестьянские усадьбы, стоят парень и девушка. Застенчивые, смущенные встречей, они робко подыскивают слова, которые могли бы сказать друг другу. Их волнение так естественно передано художником, что каждый невольно сопереживает им.
Состояние неловкости сковывает молодых людей: парень рассматривает свои пальцы, девушка теребит подаренный им цветочек.
В творческом наследии Бастьен-Лепажа осталось множество набросков с натуры. Существует рисунок к этой сцене, которую он наблюдал в родной деревушке Дамвиллер. Художник писал то, что увидел, а не сочинил.
И для него была драгоценна каждая деталь, которая усилила бы жизненное правдоподобие этой сцены: разваливающийся забор, вьющийся плющ, горящие красно-оранжевые настурции, вдалеке склоненные к земле фигурки женщин.
Девушка с тонкими косичками и парень в рабочей одежде мастерового изображены не только с достоверностью и психологической глубиной, но и с большим поэтическим чувством. Оба они крепкими корнями связаны с землей. Обычаи родной Лотарингии, которую так любил художник, сближают их.
В основе творческого метода Бастьен-Лепажа была работа с натуры. Он стремился передать ее характерные, неповторимые особенности, выявляя в конкретном явлении общие, типические черты. Когда живописец уклонялся от непосредственного воспроизведения натуры, изменял себе, придумывал и сочинял композицию, то терпел неудачу.
И ему пришлось испытать немало творческих мук, прежде чем он окончательно выбрал путь художника-реалиста, бытописателя своего края.
Французский художник Жюль Бастьен-Лепаж – ярчайший представитель натурализма. Будучи сам выходцем из лотарингских крестьян, чаще всего в своих картинах изображал деревенский быт. В молодости Бастьен-Лепаж прошел немецко-французскую войну и вернулся на родину с тяжелым ранением. Несмотря на пожиравшую его болезнь (художник скончался от рака в 36 лет) много путешествовал, в том числе посетил Англию и Алжир. Эти поездки дали новые веяния его работам. Несмотря на отпущенный ему короткий срок, художник оказал большое влияние на европейскую живопись, да и на многих русских художников тоже. В. Серов признавался, что каждое воскресенье ходит в Третьяковку – смотреть выставленную там «Деревенскую любовь».
Бастьен-Лепаж много работал на натуре. Даже его портретные работы чаще всего выполнены на открытом воздухе – художник считал, что так лица получаются более естественными, оттенки кожи – более живыми. Он умело и тонко передавал особенности и оттенки неба в разные времена года, переливы цвета листвы и травы, земляную фактуру.
На многих полотнах автора изображен крестьянский труд – но даже в тяжелой работе художник находит своеобразную поэтику. Будучи отчасти конкретно-академическими, картины Бастьен-Лепажа, тем не менее, привнесли свежую струю в атмосферу парижского художественного Салона. В большинстве случаев художник объединял на одном холсте пейзаж и портрет, придавая им романтические и даже сентиментальные черты; чистые и естественные краски, которые любил художник, делают многие его работы похожими на фотографии или копии с фотографий.
Картина «Деревенская любовь» – одно из самых удачных произведений автора. На картине изображена влюбленная пара – парень и девушка. Земельные участки, принадлежащие их семьям, по всей видимости, располагаются рядом, будучи отделенными деревянным забором. Именно у этого старого забора влюбленные и встретились, и теперь мило беседуют, смущенные и обрадованные этой, скорее всего, не вполне случайной встречей. Парень, опустив глаза, робко подыскивает тему для разговора; девушка застенчиво теребит подаренный им цветок. Ее тонкие косички, чуть сутулая спина, обтянутая серой кофточкой, длинная коричневая юбка, аккуратные маленькие башмачки – все невероятно благопристойно и мило. Видимо, она только что сняла платок и повесила его на изгородь, чтобы казаться избраннику красивее. Юноша стеснительно рассматривает свои руки; на нем одежда мастерового, штаны защищает специальный фартук. Он слегка наклонился, чтобы быть одного роста с девушкой. Идиллическая картина природы довершает сценку. Темный силуэт церквушки вдалеке, любовно выписанные крестьянские постройки, ярко-оранжевые цветы настурции, склонившиеся к ногам влюбленных. Неяркий и приятный колорит произведения создает ощущение глубокого искреннего чувства.