Знаменитая картина Авилова. Создана она в 1943 году. Художник изобразил легендарный бой, который произошел между богатырем Пересветом и воином татарского войска Челубеем. Этот поединок положил начало сражению на Куликовом поле. Как ни печально, но оба воина погибли. Но принято считать, что победил все же Пересвет. Его конь довез хозяина до войска. Челубея же попросту выбили из седла.
Художник создает максимально простую композицию. В центре полотна два коня, которые взвились на дыбы. На них сидят сражающиеся. Слева мы видим Персвета. А справа –Челубея. Герои изображены максимально крупно. Все остальное становится лишь фоном, так как основные фигуры подавляют собой другие детали. Кони действительно страшные. Их гривы вьются по ветру, зубы оскалены, морды пугают свирепостью.
Выделяется попона коня Челубея. Авилов изображает ее пестрой. Щит воина такой же пестрый. Мы видим, что Пересвет проткнул его свои копьем. Кольчуга и шлем богатыря ярко блестят на солнце. Художник смог передать динамику этой битвы. Его полотно максимально осязаемо. Кажется, еще мгновение, и мы услышим шум ветра, ржание коней и треск ломающихся копий.
Живописец – настоящий мастер, умело пользующийся красками. Его полотно поражает буйством и богатством цветов. Именно оттенками Авилов смог передать настроение русского и вражеского войска.
Слева преобладает серый тон. Он говорит о том, что солдаты замерли в тревожном ожидании, но при этом они выдержанны и спокойны. Справа мы видим пестрые цвета. Татаро-монголынеуверенны. Мы чувствуем, что они беспокоятся и неуверенны в том, чем закончится этот грандиозный поединок.
Картина Авилова была создана в годы Великой отечественной войны. Неслучайно он берет именно этот исторический сюжет. Важно было поддержать дух русских воинов и провести яркие параллели с Куликовским сражением.
Картину “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”, ставшую самой известной его работой, советский художник Михаил Иванович Авилов написал в 1943 году. Может также называться “Поединок Пересвета с Челубеем” или “Поединок на Куликовом поле”.
По легенде, именно это сражение предшествовало Куликовскому побоищу.
Битва русского богатыря и татарского воина
В центре сюжета – яростно схлестнувшиеся Пересвет (слева) и Челубей (справа), восседающие на верных лошадях. Оба они тогда погибли, победу одержал богатырь Пересвет: конь довез его на спине до стана “своих”. Воин Челубей же был выбит из седла.
Центральную же роль достаточно простой композиции занимают, несомненно, кони. Гиганты, стоящие на дыбах, кажется, поглощают остальные элементы картины. Взволнованные их гривы, оскалы на рассвирепевших мордах делают пугающими. Кажется, скорее они здесь – насмерть сцепившиеся воины.
Очень выделяется щит Челубея, встретивший богатырское копье и бьющаяся, яркая попона его коня. Солнечный свет отражается в шлеме и кольчуге его соперника.
Щиты и доспехи их проигрывают острым копьям друг друга: и оружия вонзаются в тела воинов. Татарский молодец вылетает из седла от мощного удара, с него слетает алый малахай. Отпрянул и русский богатырь. Он сильно напряжен, его глаза гневно буравят сломленного врага.
С обеих сторон полотно обрамляют растворяющиеся за горизонтом войска. Палитра слева передает их боевой настрой: сдержанно-серые, строгие оттенки – как символ уверенной силы и спокойствия перед несомненной победой.
Слева, восседая на белой лошади, строй возглавляет великий князь Дмитрий Донской. В сражении он получит контузию, но выживет.
Разноцветное, беспокойное татаро-монгольское войско выражает неуверенность в лучшем для них исходе битвы.
Главными героями картины Авилова выступают: русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры, Александр Пересвет и татарин Челубей (в разных транскрипциях и материалах – Челибей, Телебей или Темир-мурза).
Мысль об этой картине родилась у художника за четверть века до ее сотворения.