Картину «Житейская проза» Василия Бакшеева отличают тонкий психологизм и высокое эмоциональное напряжение. Среди пейзажей и портретных работ она занимает особое место. С первого взгляда зритель становится свидетелем семейной драмы, конфликта двух поколений.
Тон нравоучительной беседы задет мужчина, возможно, глава семейства. Его отличают волевые черты лица, суровый взгляд и закрытая поза. Манера держаться символизирует власть и незыблемость традиционных взглядов. Девушка на первом плане явно не довольна решением
отца. Она отстранилась от спора и смотрит в окно, демонстрируя непокорность. Лицо матери трудно разглядеть, ее мы видим, словно сквозь слезы. Чем героиня разгневала представителя старшего поколения? – вопрос для зрителя. Вероятно, подсказка кроется в названии картины. Ссоры в этом доме стали обыденностью и прозой жизни. Девушка молода и ждет изменений в жизни, но они не торопятся приходить.
Конфликт развивается в обстановке квартиры конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Семья живет в городе, но о традиционном укладе жизни рассказывают самовар и вышитая скатерть. Самые внимательные увидят в отражении зеркала мольберт художника. Размолвку мы видим его глазами.
«Житейская проза» – полотно о человеческих взаимоотношениях. Любви, переживании за судьбу близких, родительской заботе и неразделенных личных интересах. Чаще всего именно они становятся поводом к ссоре. На холсте нет правых и виноватых, возможно, именно это хотел сказать Василий Бакшеев своей работой.
На этой картине мы видим семью, которая сидит за столом у самовара. Только вот чаепитие явно не заладилось: лица у всех недовольные, а молодая дочь и вовсе отвернулась от родителей к окну. Что же здесь могло произойти? Посиделки у самовара во все времена считались хорошей семейной традицией, однако не всегда обстоятельства складываются так, как нам хочется. Героев этой картины не смогло объединить совместное чаепитие, тут наблюдается явный разлад.
На первом плане сидим молодая девушка, судя по всему, дочка пожилых родителей. Она явно не довольна каким-то семейным решением или своей жизнью в целом. Возможно, она хотела бы уйти от отца с матерью, но не имеет для этого средств и других возможностей.
Картина называется «Житейская проза», значит, возможно, подобные сцены в семье не редкость. Девушка уже привыкла к этому, поэтому просто обречённо смотрит в окно, не видя выхода из ситуации.
Ключевой фигурой картины является отец. Хорошо видно, что здесь он — глава семейства и, возможно, играет авторитарную роль. И мать, и дочь должны подчиняться ему, потому что в семье царит патриархальный уклад.
Мужчина явно сказал своей дочери то, что она совсем не хочет слышать. И теперь всем за этим столом плохо.
Маму художник изобразил на заднем плане картины, что говорит об отсутствии у женщины права высказывать своё мнение. При этом хорошо видно, что она сильно страдает от семейной размолвки, хоть и не может ничего изменить.
В картине преобладают сине-зелёные цвета, которые говорят о «холодных» отношениях между членами семейства. При написании работы художник взял на себя роль психолога, сумев с помощью кисти и красок передать тяжёлую атмосферу ссоры, которая повисла в комнате во время чаепития.