Пластов, в своих картинах достаточно часто обращается именно к крестьянским мотивам Руси, именно к той, которая уже никогда не вернется и уже давно канула в лету. В полотне Аркадия Пластова под названием «Жатва» мастер искусно показывает тот момент, когда вся семья уселась отдохнуть. В это время они уже скосили всю пшеницу и отложили косы в сторону, стога и снопы уже готовы и поэтому вдалеке можно заметить, как крестьяне уже начали увозить их.
Вся семья поработала на славу, начиная от самого молодого и заканчивая самым старым дедушкой, поэтому они все дружно взяли в руки ложки и готовятся отужинать. Стоит отметить, что художник очень придирчив к деталям и поэтому изображает в руках одного из мальчика кувшин, с которого он по всей видимости пьет молоко, в таком кувшине, оно не греется и держит оптимальную температур долгое время. За всем этим действием смиренно наблюдает беспородная собака, в надежде на то, что ему что-нибудь перепадет с крестьянского «стола».
Великая Отечественная война закончилась, но эхо ее последствий еще долго будут звучать на русской земле. Города разрушены, поля разорены, сильные мужчины погибли в бою. Но непобедимая Русь не сгибается. Работают все, кто только может ходить: хрупкие женщины, маленькие дети, седые старики. Им нужно долго упорно трудиться, чтобы вернуть стране былое величие. Именно об этом подвиге рассказывает картина Пластова.
На холсте изображено пшеничное поле. Стоит конец июля или начало августа, но погода прохладная: солнца нет, на небе низкие облака, которые вот-вот превратятся в грозовые тучи, а старик даже накинул на плечи пальто.
Вдали видны готовые к погрузке снопы. Копна, стоящая на первом плане, тоже близка к завершению. Грабли, косы и прочий инструмент лежат на стоге, а рядом сидят герои произведения. Старый дедушка и трое ребятишек – вот кто трудится на поле. Они присели, чтобы пообедать после тяжелого рабочего дня, но им приходится торопиться – нужно закончить снопу, пока не хлынул дождь.
Старик, девочка и двое мальчиков сидят вокруг глиняного котелка и хлебают деревянными ложками жидкую крестьянскую похлебку. Дедушка бережно держит в заскорузлой, черной от работы руке краюшку хлеба – он знает, каким тяжелым трудом дается хлеб, поэтому старается не уронить ни крошки. Рядом с ним понуро сидят дети, смертельно уставшие от работы, тяжелой даже для взрослого. Девочка в белой косынке — лица ее не видно, только светится выгоревшая на солнце челка. Рыжий мальчик с косматой прической – видимо, матери некогда взяться за стрижку, а может и матери уже нет. Мальчик в белой рубашке жадно пьет воду из глиняного кувшина. Тут же сидит маленькая лохматая собачка – она смотрит на котелок, терпеливо ожидая своей порции.
Бедность сквозит во всем – в износившейся одежде, прохудившихся ботинках, скромной еде. А еще бесконечная усталость, накопившаяся за долгие годы суровой войны. Но, несмотря на это, герои встанут, и будут работать дальше, не покладая рук. По мнению художника, именно в этой несгибаемости, духовной стойкости и заключается великая сила русского народа.
Несмотря на то, что в то время все ходили босиком, художник опять уделяя внимание деталям, делает акцент на обувь старика, так как без особых проблем можно поколоть себе ноги. Естественно самым ярким и колоритным образом картины остается старик, он с бородой и густыми непричесанными волосами, держит одной рукой краюху хлеба, а в другой ложка из древа, которой он скорее всего черпает суп.
Весь наряд старика очень прост и состоит из штанов, да рубахи синего цвета. Дети также не отличаются разнообразием гардероба, но ни это центр картины и ее мысль, главное, это огромное поле, которое раскинулось вокруг них.
Эта картина предоставляет своему зрителю, радостное, чистое и светлое чувство той давно ушедшей поры, на фоне красивейших бескрайних просторов Руси. Именно такие эмоции и старался воплотить художник в картину, и это у него отлично получилось.