Описание картины Питера Брейгеля Вавилонская Башня - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Вавилонская Башня

Описание картины Питера Брейгеля Вавилонская Башня

“Вавилонская башня” – знаменитая картина художника Питера Брейгеля. Художник создал несколько картин на этот сюжет. В основе этой работы лежит библейское иносказание о человеческой гордыне. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни.

Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее, башня совершенно подавляла человеческое начало.

Здесь Брейгель не только избегает такого эффекта, но идет дальше – он, для которого природа была несравненно прекраснее человека, ищет теперь в ней человеческое начало. В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: “Построим себе город и башню высотою до небес”. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал их языки, так что они больше не могли понимать друг друга и рассеял их по всей земле, таким образом строительство не было завершено.

Мораль сей картины – бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом.

Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Известно, что в 1553 году Брейгель побывал в Риме.

В картине “Вавилонская башня” Питера Брейгеля легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Вавилонская башня окружена строительными бараками, кранами, подъемниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами.

У подножия башни расположился город с оживленным портом. Местность, где возводится Вавилонская башня, своими равнинами и морем очень напоминает Нидерланды.

Изображенные на картине люди – рабочие, каменотесы – кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьев. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода – легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства вавилонской башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотесов Нимроду – дань происхождению притчи.

Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь “масштабный проект”, повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Под названием «Вавилонская башня», художником были написаны три картины, однако до наших дней сохранились только две. Сюжетом послужила книга Моисея, в которой рассказывается о возведении Вавилонской башни, чтобы башня верхушкой достала до неба.

Однако не понравилась Богу такая идея, и чтобы усмирить нерадивых строителей, он перепутал их языки, да так, что она перестали понимать друг друга. Перестав понимать друг друга, люди не смогут довести до конца задуманное. И в этом суть, только Господь вечен, все остальное бренно.

Башня очень сильно напоминает Колизей, об этом свидетельствуют арки, колонны и горизонтальные ярусы башни. Уже почти полностью возведены семь этажей. Вокруг располагаются бытовки, бараки, подъемники, строительные лестницы и леса. Башню строят в городе – порту, большом и оживленном, как Рим.

Однако местность, на которой стоит город, больше напоминает Нидерланды, своими равнинами и выходом к морю.

Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. А особы высокопоставленные, изображены более крупных размеров, как бы указывая на статус. Несколько строителей пали ниц у ног высокопоставленных вельмож, также низко, как описано в книге.

В отличие от книги Моисея однако, основной конфликт живописец видит совсем не в языковых разногласиях, а в ошибочных расчетах гигантской конструкции. На первый взгляд прочные ярусы, при ближайшем рассмотрении, оказываются кривыми и построенными с ошибками. Частично, недостроенная башня, находящаяся в процессе возведения, уже начала рушиться. Это видно, как по первому этажу гиганта, так и по последним ярусам сооружения.

Вторая Вавилонская башня написала по образу Ротердама. Она также строится на берегу моря, ее недостроенная вершина также касается облаков. Вторая картина меньше в размерах, нежели первая и написана чуть в более темной цветовой гамме. От этого выглядит она на фоне города и неба более трагично. Складывается впечатление, что ее стены неровные и она вот-вот завалится на город.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

В Нидерландах эпохи Брейгели «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание его картины к этому отнюдь не сводится.

Мощное цилиндрическое тело башни вздымается над плоским побережьем. Оно поднялось уже выше облаков. В отличие от гор, созданных природой, оно обладает стройной закономерностью, геометрической правильностью объема. Это творение человеческого разума, человеческих рук. Пусть сами люди кажутся рядом с ним еле заметными темными точками, картине гордо прославляет величие их труда. Несмотря на сравнительно небольшой размер (60X74,5 см) она поражает мощью художественного языка, особой широтой воплощенного в ней взгляда на мир.

Брейгель П. Старший Вавилонская башня. Картина написана в 1563 году, она хранится в Вене, в Музеи истории искусств.

Исследователям удалось выяснить, что канонический текст Библии объединил в один рассказ 2 предания о Древнем Вавилоне: предание о постройке города и смешении различных языков, и предание о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания относились к началу всей истории человечества. Согласно мнению Библии первопричина языковой и территориальной разобщенности людей таиться во вмешательстве бога.

Люди занимались изготовлением кирпичей, обожгли их и сказали: «Построим для себя город с башней высотою до неба». Но Бог решил усмирить их гордыню и смешал все языки, и они перестали понимать друг друга, он разнес их по разным частям света, и поэтому башню закончить так и не удалось.

Нимрод является легендарным завоевателем Вавилона во II веке до нашей эры, под его руководством строилась башня. Она может быть изображена как дорога, поднимающаяся по спирали наверх, или как последовательность ярусов — каждый из которых уже предыдущего. Нимрода иногда изображают в роли руководителя рабочими, которые таскают кирпичи. Идею множества языков художник выражает изображая представителей разных расс.

Источником для строительства Вавилонской башни послужил «зиггурат», который был обширным священным сооружением из камня, что является характерной чертой всех больших шумерских городов Месопотамии. Его лестница вела от земли к храму расположенному на вершине, где Бог и жрица заключали священный брак.

Смешение языков, или вавилон (на евр. смешение), должно было отразить то впечатление, которое производили на племена, проживающие в пустыне, такие города, как Вавилон и его смешение наций и обычаев.

Изображать вавилонскую башню было довольно модно в северном средневековом искусстве.