Анализ картины Питера Брейгеля Возвращение стада - Питер Брейгель
Анализ картины Питера Брейгеля Возвращение стада

Анализ картины Питера Брейгеля Возвращение стада

В этой картине художник показал переходный период от осени к зиме. Летом стадо паслось на холмах, и теперь группа людей по лощинам и долинам гонит его вниз, в деревню. Ее мы видим за деревьями.

За деревней, подобно свидетельству давно минувших времен, высится полуразрушенная крепость. Вблизи деревья уже обнажены, их ветви выглядят прозрачной сеткой.

Стадо гонят погонщики. Самый главный из них – верхом на лошади – закутался в теплый плащ и низко надвинул на лоб шляпу, как будто вместе с наступлением зимнего оцепенения в природе замирает и человеческая жизнь. Но прочие персонажи охвачены спешкой.

Поэтому иногда выдвигается предположение, что Брейгель показал не возвращение, а угон стад.

Движение стада на первый взгляд кажется хаотичным. Но на самом деле оно играет важную роль во всей композиции картины. Стадо находится вблизи, но возникает ощущение, что мы смотрим на него издали.

На пологом склоне холма – расставленные птицеловом силки для ловли птиц. На холме у реки люди заняты сбором винограда. А на холме рядом – виселица.

Спокойна, но уже неприветливо холодна сине-серая река. Горы на том берегу подступают к реке так близко, что осталась только узкая полоска земли. Но человек и здесь сумел построить себе жилье.

Слева тоже горы, но совсем иного характера. Они напоминают Вогезы, которые Брейгель видел в молодости, во время путешествия в Италию.

Пейзаж отличается большой яркостью красок. На первом плане – темные тона, на склоне – различные оттенки выступают красные виноградники, желто-рыжий берег. Столь же богатые красочные сочетания художник использовал и тогда, когда писал небо. Сейчас вечер.

Последние лучи солнца еще освещают ровным светом часть неба, но небо постепенно затягивается темными тучами, становится сине-сизым.

Одна из самых замечательных деталей картины – черные ветки обнаженного дерева на фоне сизого неба. Пожалуй, здесь лучше всего видно, что яркостью и контрастностью цветов Брейгель стремится показать не пульс жизни в природе, но, напротив, наступающее оцепенение. Оно застигает природу в период расцвета ее красоты.

Философия Древней Греции всегда утверждала, что наша вселенная – очень сложно устроенная и при этом прекрасная структура, где каждому живому и не живому предмету досталась свою функция роль.

Например, лошадь помогает переносить и перетягивать, бак должен вспахивать, собака – охранять жилище и ходить на охоту. Что касается человека, его предназначение – смотреть, и взглядом своим он должен осветить весь мир.

Художник Питер Брейгель увлекался греческой философией, поэтому многие философские идеи он воплотил в своих собственных работах. В них как будто оживает такой абстрактный и придуманный космос, через образы природы, растений и животных. Например, его знаменитое «Возвращение стада».

Все живое художник запечатлел в одной цветовой тональности – деревья, пастухи и коровы. С одной стороны на люди несут ответственность за свое стадо, но с другой стороны – они такая же часть природы, которая должна исполнять свои собственные функции.

«Возвращение стада» – это одной из произведений цикла времени года. До наших времен из цикла дошло лишь пять художественных произведений. Картина посвящена месяцу ноябрю. Пастухи в композиции отображают все живое, отображают движение. Все линии и образы сходятся в погонщиках, спешащих до наступления темноты добраться домой.

Брейгель в прошлых своих творениях также пытался найти образы, которые смогут сочетать в себе жизненное начло, этакое движение, гармонию в соотношении вселенной и человека. Поэтому в основе своих произведений он закладывал труд и работу человека. Отображение мира в живописи художника приобрело черты и детали его любимой родины.

Смысл или функция существования человека заключается в труде, его труде на благо природы – именно это пытался выразить в своих произведениях и работах Брейгель.