Картина Алексея Саврасова Сухарева башня - Алексей Саврасов
Картина Алексея Саврасова Сухарева башня

Картина Алексея Саврасова Сухарева башня

Уже часто бывает, что именно художники сохраняют для нас облик чего-то нами же в своё время разрушенного. Чего-то того, что надо было бы сберечь, да вот разума не хватило. Многое в Москве тридцатых годов прошлого века было разрушено, уничтожено, стёрто с лица города.

Уничтожались памятники зодчества, древнейшие артефакты. «Мы наш, мы новый мир построим!» – орали безмозгло рабочие и крестьяне, голодный и обалделый от полученной свободы. Рушили всё: храмы, богатые усадьбы, памятники. Взорвали храм Христа Спасителя и уничтожили часть кремлёвских монастырей. И по кирпичику разобрали Сухареву башню. Ту самую, которую изобразил на своём полотне Саврасов.

Благодаря этому полотну мы можем иметь представление об этом замечательном памятнике архитектуры и деревянной Москве того времени.

История возникновения самого сооружения относится к 1692-1695 гг. 17 – го столетия, когда оно было полностью построено. Авторство идеи принадлежит Петру Первому, а главным проектировщиком стал М. И. Чоглоков. Местом для строительства стал угол Садового кольца и Сретенки. Первый этаж представлял две палаты с сенями, над ними постамент шатра, на котором установлены боевые часы. По углам здание украшалось четырьмя остроконечным башнями, напоминающими Троицкую и Спасскую башни Кремля.

Сооружение было разрушено в 1933 – 1934 гг. по инициативе тогдашних московских властей под предлогом того, что памятник препятствует транспортному движению и его необходимо снести. Советские академики И. Э. Грабарь, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев пытались этому воспрепятствовать, даже написали соответствующее письмо И. В. Сталину, но безрезультатно. Памятник был снесён.

В 1982 г. правительством Москвы было вынесено решение о воссоздании архитектурного памятника. Было проведён конкурс на самый лучший проект, но, ни один них не прошёл одобрения комиссии и не был принят. Все пожелания так и остались на уровне решений.

Картина относится к лучшим картинам, изображающим городские пейзажи 19 в. Написана она в 1872 г. и была посвящена двухсотлетнему юбилею Петра Великого. В связи с этим среди столичных художников того времени был объявлен конкурс, среди участников которого оказался и Саврасов.

Идея создания произведения возникла у него под влиянием Сухаревской башни, мимо которой он практически каждый день ездил. Это здание, по мнению художника, величественно взирало со своей высоты на маленькие деревянные домики, расположившиеся поблизости. Задумка тем более виделась удачной, что история построения самой башни тесно переплетена с именем великого царя, так как возведение начато по его инициативе, в знак благодарности командиру полка стрельцов Лаврентию Сухареву, единственного, сохранившего ему верность при известном восстании.

Сюжет довольно прост, полотно создано в присущем Саврасову стиле. На рисунке Алексея Саврасова Сухарева башня изображён московский пейзаж близлежащих окрестностей и центральное место здесь занимает Сухаревская башня. В истории изобразительного искусства, в частности, «москвоведения», этому произведению отведено свое значимое место.

От подобных картин современников художника она отличается тем, что пропитана поэзией старой Москвы. Город изображён на фоне хмурого неба, в картине нет ощущения городской суеты , а созерцание старинного сооружения создаёт впечатление глубины времени, навевает думы о вечности. Стрела башни, устремлённая ввысь и стаи птиц, над засыпанными снегом домиками, передают гармонию связи с природой, одновременно подчёркивая гордую устремлённость ввысь, присущую столице.

Это та самая башня, где по приказу императора Петра Первого учились гардемарины. Эта башня простояла на своём месте более ста лет да вот не устояла под натиском новых хозяев России. Разобрали, как позорную башню. Хотя на самом деле Сухарева башня была самой приметной в Москве. Многие и шли в столицу, чтобы оказаться наверху колокольни Ивана Великого, помолиться в храме Христа Спасителя и… побывать у Сухаревой башне. Большой удачей считалось там же и столоваться.

Но Сухарева не всегда была популярной. О ней часто ходили слухи, как о колдовской башне. Говорят, что в ней собирались часто московские ведьмы да колдуны и совет держали, – как и что сделать над родом человеческим.

Вот кстати, даже Саврасов и тот не устоял – над башней кружат вороны, а эта птица, как известно близка с нечестью. Да и погодка на полотне не балует. Скорее всего, это уже край зимы, но ещё не весна. Чувствуется какая-то отчаянность или грусть, не понятно.

Но пейзаж не умиротворяет душу, а наоборот немного тревожит. И кстати, художник сумел передать нам цвет этой башни – розовый. Правда, на полотне он не столь заметен, но всё же понятно, что башня была заметной среди многих уцелевших после 1812 года зданий столицы.