Описание картины Питера Брейгеля Большие рыбы поедают малых - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Большие рыбы поедают малых

Описание картины Питера Брейгеля Большие рыбы поедают малых

Голландский мастер графики и рисунка Питер Брейгель старший известный под прозвищем «Мужицкий» изготовил один из первых своих листов «Большие рыбы поедают малых» в 1557 году по рисункам и подписан именем Босха, уже ушедшего из жизни к тому времени.

Творчество Босха удивляло и впечатляло Брейгеля, а поддельное авторство было приписано для того, чтобы угодить богатым заказчикам. Гравюра интересна своим смысловым значением и доносит мысль о том, что каждый является хищником и жертвой одновременно.

Брейгель в своих работах говорит о том, что нигде и никто не знает о происходящем в реальности, и что будет происходить в следующую секунду. Живописец жил в жестокую эпоху испанского порабощения и инквизиции, но умел смеяться и рассмешить людей. От саркастического глаза Брейгеля не могло ничего укрыться.

Гротеск проявился как в жанровой живописи, так и в евангельских сюжетах. Не испытывая интереса к конкретной личности, он не испытывал иллюзий по поводу человечества: жалкого, слабого и ленивого. До современников смысл работ Брейгеля доходил быстро, потому что иллюстрации были взяты из пословиц.

Гравюра поразительно современна и иллюстрирует голландскую народную поговорку. На картине огромная рыба показывается с распоротым брюхом и раскрытой пастью, откуда вываливаются другие мелкие рыбешки. Те, в свою очередь держат рыб поменьше, а воздухе над водой летит средних размеров рыба с открытым ртом, надеясь схватить добычу.

На холме можно видеть существо похожее на человека с рыбьим телом, который тащит в пасти уже собственную добычу. Так, Брейгель изображает мир людей, где сильный пожирает слабого, но и тот может оказаться в роли жертвы более крупного существа.

Возвратившись на родину, Брейгель продолжал работать на Иеронима Кока. Он был рисовальщиком в его лавке гравюр, носившей название “На четырех ветрах”. По рисункам Брейгеля было выпущено несколько серий гравюр. Лавка Иеронима Кока пользовалась большой популярностью у жителей Антверпена и гостей города и приносила хозяину значительные доходы.

Кок построил себе несколько домов и год от года богател, чего нельзя сказать о художниках, работавших на него. Брейгель, еще не получивший широкой известности, вынужден был соглашаться на условия своего хозяина.

Среди гравюр, исполненных Брейгелем для лавки “На четырех ветрах”, был известный лист “Большие рыбы пожирают маленьких”. В нем художник впервые обратился к теме народных пословиц и поговорок. На листе изображена громадная рыба с распоротым брюхом, из которого вываливаются другие рыбы. У каждой в пасти – более мелкая рыба, а у той – совсем маленькая. А на берегу стоит странное существо – нечто среднее между рыбой и человеком.

Из его пасти торчит маленькая рыбка.

Этот рисунок – не просто иллюстрация известной нидерландской пословицы. Брейгель пытается донести до зрителя мысль о том, что в мире людей, так же как и в мире животных, сильный пожирает слабого. Но и этот сильный может стать добычей еще более сильного.

Чтобы подогреть интерес покупателей к гравюре, Кок написал на ней имя другого художника, давно умершего Иеронима Босха. Брейгель не высказал возмущения, ведь он, малоизвестный в те годы мастер, зависел от своего работодателя. Но на рисунке – оригинале, с которого была сделана гравюра, сохранилась его подпись, благодаря которой стало известно, кто на самом деле является автором гравюры.