Описание картины Питера Брейгеля Старшего Падение мятежных ангелов - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Старшего Падение мятежных ангелов

Описание картины Питера Брейгеля Старшего Падение мятежных ангелов

Картина “Падение мятежных ангелов”. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус.

Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей, получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна “Триумф Смерти”, “Безумная Грета” и “Падение мятежных ангелов”.

Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий “панегирик” Смерти. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов. Картина “Падение мятежных ангелов” создана на основе известного библейского сюжета, и также изобилует зловещими босховскими персонажами.

Брейгелю представляется, что человечество погрязло в царстве бессмыслицы и жестокости, ведущим к всеобщей гибели.

Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. Но спустя время Брейгель вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную панораму.

Картина «Падение мятежных ангелов» написана фламандским художником Питером Брейгелем Старшим маслом на дереве в 1562 г.

В основе сюжета – библейская история о восставших в гордыне ангелов, символически отражающая конец света, когда человечество, погрязшее в жестокости и бессмыслице, будет обречено на погибель.

В центре картины – архангел Михаил в синей накидке. С помощью меча с золотистой полупрозрачной ручкой он повергает дракона, который, по всей вероятности, символизирует сатану.

В верхней части изображения – сверкающий шар, представляющий Небеса. Светлые ангелы сражаются с темным войском восставших против Бога и играют гимн победы на божественных трубах. Фигуры здесь яркие, ясные, с детально проработанными лицами. С большой виртуозностью проработаны крылья. Движения – свободны. Исключение составляют падающие образы. Несмотря на их белую одежду и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз.

Нижняя половина картины – темная, мрачная, требуется усилие, чтобы различить отдельные образы. Здесь все смешено, насыщенно, плотно и хаотично. Фигуры в аду теряют человеческий облик и превращаются в ужасных монстров с огромными пастями и клешнями. Лица и глаза, которые еще возможно различить, наполнены ужасом, рты раскрыты в безумном крике.

Цветовая гамма нижней и верхней части различаются. Верх выполнен синим, голубым, желтым и белым оттенками. Цвета насыщенные, яркие и светящиеся. Нижняя часть наполнена темными и зловещими красками. Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые контуры создают впечатление ужасной смеси, которая убивает все светлое и забирает жизнь.

В картине прекрасно проработана перспектива – ее подчеркивают размеры фигур – на переднем плане они большие, вверху – маленькие. Движение передано направлением падения.

Работа хранится в Королевском музее изящных искусств, Брюссель.