Описание картины Питера Брейгеля Падение ангелов - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Падение ангелов

Описание картины Питера Брейгеля Падение ангелов

Картина “Падение мятежных ангелов”. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители – фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус.

Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей, получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна “Триумф Смерти”, “Безумная Грета” и “Падение мятежных ангелов”.

Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий “панегирик” Смерти. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов. Картина “Падение мятежных ангелов” создана на основе известного библейского сюжета, и также изобилует зловещими босховскими персонажами.

Брейгелю представляется, что человечество погрязло в царстве бессмыслицы и жестокости, ведущим к всеобщей гибели.

Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. Но спустя время Брейгель вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную панораму.

В центре панно изображена фигура Архангела Михаила в доспехах. Умело работая своим длинным мечом и щитом с красным крестом — символом Воскресения (окончательной победы Христа над злом), Михаил побеждает Сатану и войско ангелов, которые в своей гордыне восстали против Бога. Стремительность падения восставших с небес подчеркивается беспорядочно опрокинутыми фигурами, как бы увлекаемыми в пучину, разверзнувшуюся от сияния на небе, а также энергично кружащимися ангелами в белых одеяниях, побеждающими воинство Сатаны. Падшие во мглу ангелы принимают причудливые демонические формы, а сам Сатана, превратившийся в дракона, попран ногами Михаила.

МИХАИЛ. Архангел Михаил часто изображается в доспехах, борющимся с Сатаной, который иногда принимает вид дракона, например у Дюрера, или прекрасного юноши с крыльями, как у Пьеро делла Франческа. В сценах Страшного суда он обычно держит весы, на которых взвешивает души умерших.

Брейгель создал это полотно под воздействием на него другого художника Босха. Фактически немного спародировал его. Как известно, Босх всё устрашал – у него лица были уродливы, чудовища были страшны, всё было как-то жутковатое.

Брейгель создал точно такое же жуткое представление на полотне. Только тут старая история, точнее легенда о падении ангелов из рая. Падение белых и благородных в самую жуть, в самое пекло.

Сверху мы видим яркий круг – это видимо рай, оттуда летят тени. И мы видим, как крылатые ангелы трубят в трубы и сражаются с нечестью. И уж тут художник постарался на славу – кого только тут нет. Причём примитивного чёрта с копытцами вы вряд ли найдёте в этом месиве чудовищ. Но вот жаб, рыб и прочее смешанное с чем-то другим навалом. И всё это наступает на ангелов.

Всё это их одолевает и захватывает. Из распоротых брюх чудовищ выползают, вылетают, выходят новые чудовища. Это не прекращающийся процесс. Война идёт такая, что крылья у ангелов уже не белого цвета, а почти кровавого – бледно-розовые, тёмно-красные. Кто-то из ангелов уже погиб и превратился в чудовище, кому-то предстоит таковыми стать, но сражение идёт.

Зачем Брейгелю надо было создавать такое полотно? Наверняка, это заказ от священнослужителя. И скорее всего, это было сделано для устрашения неграмотных крестьян. Да тут любой убоится нарушать десять заповедей и попасть в ад, если там живёт такое. Что до страха перед грехом – то художник добился своей цели. Что, правда, то, правда. Но если судить чисто за работу, то и тут он не подкачал.

Хоть и попытался работать немного не в своём стиле, но всё же чувствуется его умение, его подача. У него, кстати, не так много подобных работ, но порой иногда он обращается к теме смерти. Правда, в иной форме – рисуя натюрморт с черепом, как напоминание о короткой жизни человека.