Описание картины Питера Брейгеля Падение Икара - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Падение Икара

Описание картины Питера Брейгеля Падение Икара

Падение Икара – одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина, написанная Брейгелем на мифологический сюжет. Принадлежность картины кисти Брейгеля оспаривается специалистами – скорее всего, речь идет о более поздней копии с утраченного оригинала.

Композиция картины весьма оригинальна: на первом плане изображены второстепенные фигуры, в то время как главный персонаж – Икар – даже не сразу бросается в глаза. Лишь внимательно вглядевшись, можно заметить торчащие из воды ноги и несколько кружащихся над поверхностью моря перьев. Отсутствует на картине и Дедал: лишь пристальный взгляд пастуха, устремленный в небо, позволяет предположить, в каком направлении он скрылся.

Падение Икара проходит незамеченным: ни пастух, смотрящий ввысь, ни пахарь, опустивший глаза к земле, ни рыбак, слишком сосредоточенный на своей удочке, не видят его. Мимо проходит корабль, но лица матросов обращены в противоположную сторону; впрочем, если кто-то из них и заметил тонущего, то едва ли огромный корабль замедлит свой ход ради его спасения.

Однако есть на картине одно малозаметное существо, которому судьба Икара должна быть небезразлична. Это существо – серая куропатка, сидящая на ветке на краю утеса. И в этой детали Брейгель следует мифу в изложении Овидия: в “Метаморфозах” говорится, что отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса. Пердикс был учеником Дедала и обнаружил столь блестящие способности, что Дедал стал опасаться соперничества с его стороны.

Он столкнул Пердикса с Афинского акрополя, но Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку. Так что у маленькой куропатки есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын ее обидчика: для нее гибель Икара – не трагическая случайность, а справедливое возмездие, настигшее Дедала.

Несмотря на столь пристальное внимание к мельчайшим подробностям сюжета, картина Брейгеля – не только иллюстрация античного мифа, но также и великолепный пейзаж. Брейгель продолжает здесь живописные традиции первого пейзажиста Нидерландов – Иоахима Патинира. В пейзажах этого художника люди нередко изображались маленькими, еле заметными, а основную роль в композиции играл ландшафт.

Влияние Патинира прослеживается и в цветовом решении картины: так, для его пейзажей характерно изображение переднего плана в коричневых тонах, среднего – в зеленых, дальнего – в голубых.

Особое место в композиции картины занимает солнце. Бледное, полупрозрачное, садящееся за горизонт, оно, тем не менее, приковывает к себе взгляд. И это не случайно: ведь солнце – полноправный “герой” картины: именно его лучи стали причиной гибели Икара. Весь пейзаж предстает перед нами в его призрачном свете, а композиция выстраивается вокруг трех ключевых точек: фигуры крестьянина на переднем плане, тонущего Икара и солнечного диска на горизонте.

Вместе с тем, специалисты отмечают, что золотистые отблески солнца на воде, придающие пейзажу особое очарование – всего лишь эффект старения лака. Изначально картина имела более холодный колорит.

Великолепное произведение живописи «Падение Икара» создал нидерландский художник Питер Брейгель Старший. Картина написана в стиле Северного Возрождения. Это сочетание удивительного пейзажа с мифологической жанровой сценой открывает свежий, глубокий взгляд на мир. Полёт Икара символизирует высокий полёт творческой фантазии, мысли, новые открытия, достижения, победы и вечное стремление к истине.

Сюжет картины интересен и необычен! Питер Брейгель увлечённо окунулся в греческую мифологию, изображая сначала маслом на дереве, позднее на холсте драматический сюжет падения и гибели Икара. Юноша вместе со своим отцом, изобретателем инструментов Дедалом, попали в плен к царю острова Крит. Желая спастись отец смастерил себе и сыну крылья. Путь лежал через море. Отец очень беспокоился за Икара и перед перелётом предупредил его, что нужно быть осторожным и не взлетать очень высоко. Перья были скреплены обычным воском и солнце могло их растопить. Но в полёте Икар очень захотел увидеть солнце поближе. Он сделал рывок вверх, прямо к раскалённому яркому светилу, воск, связывавший перья прекрасных крыльев, растаял, Икар упал прямо в море и утонул.

На переднем плане картины изображён пахарь, идущий за плугом. На холме стоит пастух и пасёт овец. На берегу моря рыбак ловит рыбу. Икар после падения уже почти скрылся под водой, видны только его ноги. Перья кружатся в воздухе над волнами. Никто не замечает тонущего юношу. Все заняты своими делами. Отца рядом нет и никто не спешит оказать ему помощь. Мимо проплывает корабль, но экипаж моряков смотрит в другую сторону.

Только одна куропатка, сидящая на ветке у берега, заметила, что Икар тонет. Богиня Афина превратила в птицу Пердикса, племянника его отца после того, как Дедал столкнул своего родственника с вершины Афинской крепости. Куропатка спокойно и невозмутимо смотрела на гибель Икара и в душе радовалась его кончине. В этом сюжете присутствует гнетущее и мрачное возмездие за дикий поступок его отца.

Мастер кисти передал в картине все важные эпизоды греческого мифа. Он использовал красивый колорит красок и технику валёра. Большое внимание художник уделял гармонии света и спокойствию тени. Его творение блистательно и непревзойдённо! Особое место в нём занимает солнце, огромный красно-жёлтый шар с бело-розовым оттенком. Оно сияет своими лучами, «дышащими» огненным жаром над альпийскими горами. Солнце садится за горизонт, привлекая к себе взоры. Именно это небесное светило стало виновником гибели Икара. Золотое свечение его отблесков переливается на воде, придавая пейзажу неповторимое очарование.

Картина дарит стремление к свету, творчеству, бесконечности Мироздания и жизненному созиданию. Она несёт глубокий философский смысл.

Некоторые искусствоведы отвергают принадлежность кисти этого художника. Вероятно, речь идет о дубликате с утраченного оригинала.

Полотно представляет греческую мифологию. Минос, правящий Критом, держал в пленниках одаренного изобретателя Дедала с его сыном – Икаром. Намереваясь сбежать из плена, Дедал соорудил для себя и сына крылья, решив перелететь море. Отец предупреждал Икара не возноситься слишком высоко к солнцу: перья в крыльях держались на воске и горячие лучи могли расплавить его.

Сын ослушался, подлетев к самому солнцу. Воск в его крыльях оплавился и Икар рухнув в море, утонул.

Композиция полотна довольно своеобразна: первый план занимают персонажи плана второго (например, пахарь с плугом). Главный герой, Икар – даже не заметен с первого взгляда. Лишь приглядываясь, можно заметить выступающие из воды ноги и опускающиеся на морскую поверхность перья.

Дедала рядом нет. Только взгляд пастуха куда-то в небо заставляет подумать о направлении его полета. Страшное падение молодого Икара не нарушает привычного уклада дня, проходит незаметно. Пастух, пахарь, рыбак – все они слишком сосредоточены на своих делах. Матросы на проходящем мимо корабле тоже смотрят в противоположную сторону.

И на всем свете есть только одно существо, которому небезразлична трагедия Икара – серая куропатка, восседающая на ветке над утесом. Здесь есть отсылка к другому мифу, согласно которому Дедал прятался на Крите из-за того, что убил своего племянника, столкнув со акрополя. Однако над юношей сжалилась Афина и перенесла душу мальчика в куропатку.

Куропатка в “Падении Икара” наблюдает за свершившимся правосудием – гибелью сына своего убийцы.

Полотно хранится в Королевском музее изящных искусств, в Брюсселе.

Мифологическая подоплека картины известна практически каждому. Автор очень специфично изобразил финал сей истории.

На переднем плане можно наблюдать персонажей, которые вполне себе не относятся к основной идее картины. Однако этот пахарь, который занимается своей работой и даже не обращает внимания на происходящее, символизирует безразличие к упавшему Икару.

Главное лицо этого мифа можно заметить в центре картины, но и тут стоит приложить усилие, чтобы разглядеть его ноги, комично торчащие из водной глади.

Река покрыта перьями от разбившихся крыльев незадачливого Икара.

Отца Икара на картине не видно. Однако можно предположить, что убитый горем отец улетел прочь от этого места, заметив взгляд пастуха. Икар разбился о водную гладь незаметно для простого люда – никто не заметил его. Все они продолжают заниматься своими земными делами.

Однако есть на картине лишь одно существо, кому не безразлично падение Икара. За ним пристально наблюдает серая куропатка, сидящая на скалистом отвесе. С этим существом связана легенда, которая гласит, что Дедал убил своего племянника, поняв, что тот показывает куда большие способности, нежели сам мастер. Зависть и угроза забвения ослепили мастера и Дедал убил юнца. Но упав со скал, Пердикс вовсе не погиб. Милостивая Афина пожалела мальчика, и тот превратился в серую куропатку. Маленькая птица злорадствует, наблюдая за ситуацией: грех Дедала вернулся к нему. Пердикс отмщен.

Все действие картины развивается на фоне живописного пейзажа, написанного в традициях голландской живописи. Вся картина тем не менее написана в спокойных, неярких тонах. Весь задний фон за горизонтом занят солнцем. Именно солнце стало причиной падения Икара. Но солнце не является ярким пятном пейзажа: однако вся картина предстает перед взором в дымке неяркого солнечного света.