Античные сюжеты были весьма популярны в Германии в период Ренессанса. Основой для сюжета полотна великого живописца послужили события, связанные с легендарной древнеримской героиней – красавицей Лукрецией, высоконравственной женой патриция, изнасилованной сыном царя и не сумевшей пережить позор и унижение. Художник создал более 30 картин на эту тему. К этой истории обращались Тициан и Боттичелли, Веронезе и Рембрандт.
Лукас Кранах Старший создал много картин на античные сюжеты. Это кабинетные картинки были предназначены для кунсткамер, вельмож или патрициев и соответствовали вкусам немецкой аристократии. Из мастерской Кранаха вышло большое количество различных Венер, Аполлонов, Парисов, нимф и граций.
Одних только Лукреций было больше тридцати.
Лукреция — легендарная древнеримская добродетельная жена римского патриция Тарквиния Коллатина и дочь консула — слыла необыкновенной красавицей, но семейная честь для нее была дороже жизни.
Случилось это в V веке до н. э. Сын римского царя Тарквиния Гордого пленился красотой Лукреции и, угрожая ей оружием, изнасиловал. Лукреция рассказала обо все мужу, а чтобы предотвратить это бесчестье для мужа и семьи, заколола себя у него на глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики.
Именно поэтому на протяжении веков римской истории Лукреция была весьма почитаема.
На картине Лукаса Кранаха Старшего Лукреция изображена в момент самоубийства. Ее фигура обнажена на три четверти: прелестная грудь, сверкание драгоценных камней, драпировки богатой одежды — все передает красоту и роскошь. Руки сжимают кинжал, взгляд прекрасных глаз печален…
Художник отобразил не смерть, а самый драматичный момент — кинжал сейчас вонзится в это прекрасное тело. И ничего нельзя предотвратить и изменить…
Кранаха вдохновила сцена, предшествующая самоубийству. На картине фигура Лукреции полураздета: видна прекрасная обнаженная грудь. Красавица неустрашимо сжимает в руке кинжал, направив его себе в сердце. Прекрасный взор миндалевидных глаз опечален и задумчив, но само лицо спокойно: она уже сделала свой выбор. На некоторых полотнах видны выступающие из-под лезвия капли крови, гармонирующие с парчой убранства гордой женщины, решившейся на последний шаг.
Великолепно передано мерцание драгоценных украшений и драпировка роскошных одеяний. Кстати, одежда на холстах Кранаха нередко выглядят гораздо привлекательнее, чем лица персонажей, которые напоминают шаблонные маски. Изгибы шелковой ткани, складки костюмов, обшитых лентами и жемчугом, обладают неповторимой выразительностью. Так же колоритны и рельефны прекрасные женские руки и плечи.
Даже само тело, лишенное одеяния, драпировано богатыми украшениями. В старательно причесанные волосы, ниспадающие на плечо, вплетены нити жемчуга, грациозно изогнутая шея унизана рядами бус и колье. Нередко Кранах использует для драпировки женского тела прозрачные ткани, окутывающие, словно дымкой, фигуры героинь. Этим приемом он достигает невероятного эффекта в изображении женщины одновременно одетой и раздетой. Все эти способы позволяют показать героиню в переломный момент ее жизненного пути – на грани жизни и смерти.