Описание картины Питера Брейгеля Сорока на виселице - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Сорока на виселице

Описание картины Питера Брейгеля Сорока на виселице

Сорока на виселице – картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году маслом по дереву. Хранится в музее земли Гессен в Дармштадте.

Центральную часть картины занимает виселица, на которой сидит сорока. Птица олицетворяет болтливость, ведущую к клевете и предательству. Образ пляшущих под виселицей крестьян, вероятно, отсылает к фламандской пословице “Дороги к виселице идут через веселые лужайки”.

Картина относится к позднему периоду творчества Брейгеля, написана им за год до смерти.

Художник высоко ценил работу и завещал ее своей жене Мейкен Кук. К темам народного фольклора Брейгель обращался и ранее. Наиболее известна в этой связи его работа “Фламандские пословицы”.

Точка зрения сверху является типичной для полотен Брейгеля. Благодаря такому ракурсу зритель словно смотрит на происходящее отстраненно. Пейзаж воплощает собой все мироздание, в котором разворачивается драма.

Беспечность пляшущих крестьян контрастирует с огромной виселицей, которую они словно не замечают. Возможно, для сознания средневекового человека контраст не был столь разительным. Орудия для приведения в действо смертных приговоров выставлялись на видных местах в назидание, поэтому сюжет пляски под виселицей навеян суровой действительностью.

Сама виселица по форме похожа на невозможную фигуру.

Пейзаж играет в картине не декоративную, но смыслообразующую роль. Это не декорации для жанровой сцены, но воплощение всего мироздания. Брейгель в этом смысле продолжает иконографическую традицию: на фоне пейзажа происходящее на полотне приобретает вселенское звучание.

Современниками виселица воспринималась как символ борьбы с инакомыслием. Брейгелю было около двадцати, когда в Амстердаме и других городах состоялись массовые сожжения анабаптистов. Когда ему было около сорока, в Брюссель вошла армия герцога Альбы. Последующие годы Альба занимался яростным уничтожением еретиков. несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти.

Виселица ждала проповедников, несших в массы новую, протестантскую веру. Террор Альбы держался на слухах и доносах, поэтому выбор сороки как символа болтливости на картине не случаен.

Что касается картины, которая имеет название «Сорока на виселице», то начать необходимо с того факта, что это была самая последняя работа, великого художника — Питера Брейгеля.

На полотне можно наблюдать удивительное сплетение неких внутренних, душевных разочарований мастера, и некую отчаянную попытку возврата, к той гармонии, которая некогда была утеряна, а в последствии осознание того, что это все тщетно. Не зря художник выносит точку обзора, настолько высоко над всем сюжетом.

Зритель может наблюдать крестьян, которые не думая ни о чем пустились в пляс, прямо у подножья виселицы. Вдалеке виден прекрасный пейзаж, который заставляет любоваться умиротворенностью. Благодаря всем этим, на первый взгляд, незначительным нюансам, картина напоена непостижимым не искушенному зрителю, понять тонкую натуру мастера и такую же уникальность его работы. Если отступить немного к истории, то эту картину высоко ценил и сам автор, о чем может свидетельствовать и тот факт, что он завещал данное полотно своей супруге. Но, если посмотреть немного с другой стороны на данную картину, то можно ее толковать и совершенно иным образом.

Например сорока, которая сидит на виселице, может быть олицетворением тех людей, которые из-за своих сплетен, обрекают ни в чем не повинных людей на смерть. Но, это все зависит от мировосприятия зрителя, ведь глядя на людей, что рядом, можно с уверенностью сказать, что они не испытывают ни капли страха перед виселицей. Может быть, отпечаток на картину наложило заболевание художника, которое одолело его в последние годы его жизни.

Мастеру удается показать жизнь простого люда, в боле обобщенных формах, что позволяет художнику качественно выделиться среди аналогичных художников того периода времени.