Анализ картины Клода Моне Сорока - Клод Моне
Анализ картины Клода Моне Сорока

Анализ картины Клода Моне Сорока

«Сорока» – картина Клода Моне, написанная в 1968 году и находящаяся сейчас в парижском музее Орсе. На первый взгляд картина кажется очень простой, на ней изображены плетень, сидящая на калитке сорока, фруктовые деревья, дом сбоку и снег. Видно, что на полотно наносились широкие и быстрые мазки. Но эта зрительная простота буквально очаровывает зрителя, заставляет вглядываться в изображение.

Белый цвет, которым пользуется Моне, особенный, не имеющий аналогов в живописи. На фоне снежного пейзажа Моне играет со светом и тенью, создавая особую чувственную атмосферу холодного дня. Изображение будто полупрозрачное. Едва уловимый переход от света к тени завораживает. Моне использует для написания картины лишь неяркие, но при этом блестящие оттенки. Эту картину принято считать своего рода аналогом стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Работать над снежным пейзажем очень непросто, но Моне был вдохновлен Писсарро и Ренуаром. Он охвачен желанием показать зрителю простой пейзаж, западающий в душу. До «Сороки» жанром зимнего пейзажа овладел Курбе, но его картина более живая, открывающая зрителю множество деталей: люди, кони, собаки, а уж затем снег. Клод Моне отходит от живости Курбе и предпочитает изобразить на картине одну лишь маленькую сороку, неуклюже примостившуюся на плетне. Она как бы случайно оказалась на картине и не привлекает к себе много внимания. Живописец называет ее «одинокой нотой».

Простая картина, без ярких мазков и деталей, была не принята современниками художника. Публика того времени привыкла совсем к другим картинам и не была готова воспринять легкость и красоту зимнего пейзажа. Парижский салон отвергает это творение Клода Моне. Позже картину принимают, классифицируют как импрессионистскую и помещают в музей.

Среди белоснежного пейзажа не сразу удаётся рассмотреть птицу. Неуклюже примостившаяся на плетне, сорока, кажется, будто случайно оказалась на полотне. Сам Моне характеризовал птицу, как «одинокую ноту», которая расположилась на голой калитке, напоминающей нотный стан.

Вдохновлённый творчеством Ренуара и Писсаро, Клод Моне решает в 1868 году открыть для себя возможности белого, поставив своей целью создать зимний пейзаж, западающий в душу.

Игра со светом и тенью, использование чистых блестящих цветов создаёт неповторимую атмосферу холодного дня. Картина наполнена тем солнечным светом, ярким и греющим, который так свойственен колючему морозному деньку.

Сверкающие тона палитры и простоватый сюжет между тем вызвал бурную реакцию у публики. Однако подход Моне к изображению зимних пейзажей был весьма далёк от традиционных академических представлений официального искусства. Этим и объясняется то, что чудесная картина не была допущена к выставке 1869 года.

Трудно сказать какие ассоциации вызывала и вызывает картина у французов, но русскому человеку, рассматривающему «Сороку», неизменно приходит на ум «Зимнее утро» А.С. Пушкина.