Полотно «Путь загадки» Сальвадора Дали – одно из серии картин под общим названием «Последняя роль», создававшихся несколько десятилетий, вплоть до смерти автора.
В силу возраста, писать было трудно, но именно эти последние картины стали восприниматься любителями искусства совершенно по-иному. К индивидуальному стилю Дали добавилось еще больше фантазии и необыкновенности. Сюрреализм в его творчестве приобрел масштаб гротеска.
«Путь загадки» необычное полотно, наполненное глубоким философским смыслом, собственными размышлениями о жизни художника.
Все картины Сальвадора Дали интересны тем, что каждый наблюдатель находит в них что-то свое, почти интимное. Однако, не каждый обыватель способен оценить истинную художественную ценность полотен автора. Некоторых они раздражают, на кого-то давят сюжетом.
Одно остается достоверно точным: равнодушным полотна Дали оставить не могут никого.
Еще в 1928 году художник писал сюжеты, похожие на «Путь загадки». Это определяет характерный круговорот в творчестве Сальвадора Дали, наблюдающийся и в других произведениях на протяжении всей его жизни.
«Путь загадки» – загадочная дорога «в никуда», освещенная заманчивым лунным светом, сопровождаемая невероятным множеством мешков, висящих над водной гладью. В мешках зернышки знаний – ответы на жизненные загадки. Сама дорога – жизнь автора, которая заканчивается за горизонтом. А возможно – не заканчивается вовсе. Кто знает?
Известно, что Дали, рисуя последнюю в своей земной жизни картину, мечтал о написании еще одной большой серии полотен. В них он хотел изобразить свои сны, бесконечность, бессмертие души и спутанную реальность, навеянную тяжелой болезнью автора в конце его загадочного пути.
Еще одна из странностей великого художника случилась после его смерти: по его завещанию тело автора не предано земле и покоится в склепе.
Картина «Путь загадки» была написана Сальвадором Дали в 1981-ом, а годом позже художник подарил ее своему Театру-музею, чтобы отметить таким образом вручение ему золотой медали правительства Каталонии (Женералитата).
Впрочем, о времени написания картины «Путь загадки» безошибочно свидетельствуют хорошо знакомые нам по другим работам Дали этого периода холодные, свинцовые или зеленовато-золотистые тона, а также отсутствие детальной проработки элементов холста. Мы не раз уже рассказывали, что всякая детализация для Дали с начала 80-хх была уже невозможна, по причине сильной дрожи в правой руке, а также отвратительного состояния здоровья в целом.
Именно эти проблемы со здоровьем, а также явно приближающаяся смерть Гала, которая с каждой неделей сдавала всё больше и больше, заставляли Сальвадора Дали постоянно думать о смерти.
А мысли о смерти, которых он всегда страшился, неизменно вели к необходимости заняться неким «подведением итогов». Картина «Путь загадки» с несомненным философским смыслом — одна из попыток Сальвадора Дали взглянуть на свою жизнь и творчество с высоты прожитых лет и в очередной раз задуматься: а что там, за горизонтом, над которым вечно горит холодное белое солнце?
В этом смысле картину «Путь загадки» (140 Х 94 см; масло, холст) Дали с таким же успехом мог бы назвать «Размышения о бессмертии» — ибо как раз этой теме и посвящено полотно. Дали, как мы знаем, по мере взросления, а затем и старения все больше боялся смерти. Уже с начала 70-хх художник активно занимался поисками бессмертия — делая, это, как всегда, необычно и экстравагантно. Как известно, он даже распорядился забальзамировать свое тело, ибо втайне уповал и на бессмертие физическое. Что касается бессмертия своего духа — в нем Дали сомневался в гораздо меньшей степени, доказательством чему и служит картина «Путь загадки».
«Путь» — это настил на водой, уходящий к линии горизонта и традиционно символизирующий жизнь. Белая звезда над горизонтом символизирует холодный бесстрастный свет вечности. В этом, собственно, и заключается главная загадка всего нашего бытия — суждено ли нам оказаться и продолжиться в вечности? Возможно ли она — вечная жизнь после смерти земной? Для себя этот вопрос Дали решил положительно: чтобы понять это, обратим внимание на мешки, в изобилие представленные на картине.
Мешки, по словам самого Дали, символизируют информацию, или, если угодно, знания. Мешки нижних рядов, расположенных поближе к «земле или водной поверхности» — то есть, к осязаемой, физической стороне жизни — вполне материальны. Иными словами, это те знания, которые человек приобретает в результате собственных усилий. В случае с художником, каковым был Дали — это неустанный труд и работа над совершенствованием своего мастерства.
Однако, как бы ни был художник старателен и трудолюбив — ему никогда не достичь бессмертия, если нет в нем иного, божественного знания — которое мы с тем же успехом можем назвать вдохновением, или «искрой божьей», или «гениальностью» — тем, что плохо поддается познанию, определению и пониманию, но безусловно существует, являясь уделом лишь избранных. Символы «божественного знания» — это мешки в верхних рядах, которые, как видим, лишены явной «материальности», свойственной мешкам нижним.
А сходятся обе проекции — знаний «материальных» и знаний «божественных» — именно там, за горизонтом, где горит звезда Вечности. Только при обязательном наличии двух этих составляющих, совершенно справедливо считал Дали: божественной и земной, мастерства, достигнутого трудом, и вдохновения — возможно рождение гения, место для которого в Вечности обязательно найдется.
Впрочем, парадокс нашей жизни как раз и заключается в том, что мы можем только предполагать, догадываться или быть уверенными — но истину узнаем только после смерти. Вот почему даже для «Божественного Дали» весь его жизненный путь оставался «Путем загадки». Что же, 23 января 1989 года для себя эту загадку Дали разгадал. А тот факт, что творчество его по-прежнему интересно миллионам людей во всем мире, указывает на то, что бессмертия, в определенном смысле Дали все-таки достиг.