Картина «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием при Иссе» написана художником дунайской школы северного ренессанса Альбрехтом Альтдорфером в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта. Размер картины художника 158 x 120 см, дерево, масло, картина обрезана с трёх сторон. Заказчик картины – герцог Вильгельм Четвёртый Баварский. Картина Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием», по своему замыслу представляющая нечто вроде космического ландшафта, может считаться своего рода уникальным произведением немецкого искусства 16 века.
В сцене битвы господствует панорамный альпийский пейзаж. Величественный вид подчеркивает значение только что начавшейся битвы, но не заостряет на ней внимания Альбрехт Альтдорфер был одним из первых художников, в картинах которого пейзаж стал самым важным элементом. Слева от центра композиции изображен Александр Македонский в своей колеснице. В верхней части картины помещен церемониальный штандарт с надписью, повествующей зрителю о победе Александра Македонского над Дарием.
Сама же битва наполнена живыми, яркими деталями, мастерски написанными Альтдорфером. Весь первый план картины занят исполненными движения толпами сражающихся войск, всадниками со знаменами и копьями. За ними открывается безбрежный пейзаж, в котором художник словно стремится воплотить образ всей вселенной. Высокий горизонт позволяет видеть необозримые дали с морями и реками, горами, лесами и зданиями. Небо пронизано лучами света, которые освещают причудливые очертания облаков и бросают на землю яркие пятна, резко выделяющие отдельные детали пейзажа и фигуры людей.
Грандиозное сражение изображено маслом на холсте не менее грандиозным художником. Для создания этого шедевра Альтдорферу понадобилось не так много времени, как можно предположить, глядя на картину. Очень насыщенный сюжет, полнота и прорисовка множества деталей. Поистине великое творение. Ведь не зря эта картина стала любимым произведением живописи для Наполеона Бонапарта и украшала стену его кабинета целых 15 лет.
На передний план картины выходят могущественные воины, которые изображены в общей массе многочисленными фигурками. Однако и в этой массе можно различить, на чьей стороне превосходство. Явно видно, как персы начинают отступление. Славная армия Александра Македонского, словно единая стена грозно надвигаются на врагов, заставляя тех испытывать ужас и отступать. Великая победа изображена настолько красиво и живописно, что просто поражает воображение.
Очень примечательно, что большое место в картине уделяется прорисовке неба. Огромное, разделенное словно на две стороны цветом, оно изображается одновременно с солнцем и луной. Словно автор противопоставляет друг другу свет и тьму, персов и русских. Солнце на небе показано восходящим, его лучи словно прорываются через мрак темного неба и дарят тепло и поддержку воюющим храбрецам. Так как картина очень насыщенна по смысловому сюжету, это выражается и в цветах, использованных художником.
Преобладают насыщенные, сочные тона красного, зеленого, голубого, синего, желтого и различных оттенков коричневого цветов. Это делает картину еще более привлекательной, грандиозной и торжественной. Общее впечатление от пейзажа выражается в каком-то немом благоговении перед значительностью исторического события и перед силой и мощью изображенных персонажей.