Описание картины Натана Альтмана Анна Ахматова - Анализ картин
Описание картины Натана Альтмана Анна Ахматова

Описание картины Натана Альтмана Анна Ахматова

На творчество русского живописца Натана Исаевича Альтмана, родившегося в небогатой еврейской семье и рано оставшегося без отца, большое влияние оказало направление модернизма, отрицавшего все предшествующие течения, жанры и устоявшиеся традиции. В поисках самовыражения художник едет во Францию, где приходит к кубизму и отражает действительность в новой форме. В стиле кубизма написаны картины: «Синий пейзаж», «Натурщик», «Автопортрет», «Натюрморт с синим графином» и другие. Одно из самых замечательных, известных и узнаваемых полотен Альтмана, отличающееся высоким профессионализмом и по-новому правдоподобно передающее внутреннее состояние знаменитой поэтессы – «Портрет А. А. Ахматовой», написанный в 1914 году.

Самый известный портрет Ахматовой – описание

Картина написана в дореволюционный период. Она долгое время не признавалась в кругу друзей и родственников, что, однако, не мешало ей быть безошибочно узнаваемой. Автор, игнорирующий правила и каноны, беспощадно смешивал жанры ради передачи настроения, характера, внутреннего богатства и состояния портретируемой. Поэтесса высоко оценила талант и творческие способности живописца. На других портретах Ахматова выглядит более нежно и лирично, однако они проигрывают в сравнении с работой кисти Натана Альтмана.

Ахматова сидит в кресле. Правая нога закинута на левую, стоящую на низком табурете. Руки сложены внизу живота. Тёмные волосы забраны на затылке в тугой пучок. Прямая чёлка и чёткие линии бровей подчёркивают яркость и красоту глаз. Изгиб длинной шеи горд и грациозен. На стройной сухощавой фигуре, в откровенном вырезе платья, видны выпирающие ключицы, аристократическая белизна кожи. Плечи написаны слегка приподнятыми, выдающими бунтарский характер и напористость героини.

Острые углы на портрете повсюду. Угловатый фон стены нарисован в пастельных тонах. В гранях голубых, зелёных и бирюзовых треугольников, нагромождённых друг на дружку, угадываются шикарные шапки цветов. Более сглаженными формами и контрастностью обладает тёмно-синее, почти фиолетовое платье, лёгкими складками ниспадающее к туфлям. Спина прикрыта объёмной шелковистой шалью жёлтого цвета, свисающей почти до пола.

Талантливо, точно и своеобразно написана горбинка на носу. Необычайно нежной среди всего нагромождения кубических форм выглядит немного грустная улыбка. Впечатляют глаза – взгляд красивой сильной женщины с несгибаемым внутренним стержнем, на долю которой выпали тяжёлые испытания сурового жизненного периода – гибель мужей и сына, цензура и даже преследования по приказу ЦК ВКП(б). В её произведении «Реквием» отражено всё горе жён и матерей «врагов народа».

История создания самого известного портрета Ахматовой Натана Альтмана

Они познакомились во Франции – прославленная поэтесса и молодой художник, увлекающийся новыми жанрами и течениями в живописи. У обоих представителей творческих профессий было много общего во взглядах на жизнь, искусство, окружающую действительность. Поэтому самый известный портрет Ахматовой получился необычайно колоритным. В нём более глубоко раскрыт характер Анны, чем в других произведениях.

Художник пробыл во Франции всего 11 месяцев. Там он познакомился с Марком Шагалом и другими авангардистами, дружил с поэтами Серебряного века, к которому принадлежала Анна Андреевна и её первый муж Николай Гумилёв. Знакомство с известными и весьма своеобразными людьми наложило отпечаток на работы художника, вдохновило на написание замечательных картин. Вернувшись в Россию, он начал работу над самым известным портретом А. Ахматовой.

Альтман начал писать портрет в Петербурге в 1913 году, закончил – в 1915 году. Он создал образ, отразивший характерный облик поэтессы, сохранив её замкнутость и яркую внешность, утончённость натуры и решительность, скорбь и величавость, сравниваемую с царственностью. В этом портрете Альтман запечатлел возвышенный внутренний мир поэтессы, в который ему разрешено было проникнуть.

Полюбоваться на портрет Ахматовой кисти Н. И. Альтмана можно в Русском музее, который расположен в историческом центре города на Неве – в самом сердце Санкт-Петербурга.

«Анна Ахматова» его кисти, не смотря на то, что признавалась всеми самым неприятным из её портретов, между тем находила безошибочное узнавание и у родных, и у друзей. Сын Ахматовой пишет, что хотя ей куда больше нравится другой портрет матери, где она выглядит более нежной и лиричной, а от кубизма нет и следа, портрет Альтмана лучше передает то, чем она была в те годы.

В портрете много острых углов, нарушенной перспективы. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу за ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Фон – предельно обобщенный, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие о цветах, серый пол, деревянная скамеечка под ногами. По всей позе, по манере письма вырисовывается жесткая, непримиримая женщина с горящим пламенем внутри.