Картина Валентина Серова Анна Павлова - Валентин Серов
Картина Валентина Серова Анна Павлова

Картина Валентина Серова Анна Павлова

Валентин Александрович Серов родился и вырос в творческой среде. Его родители образовали известный музыкальный тандем: отец – композитор и мать – пианистка. В их доме собирались люди искусства самых разных направлений. Заметив интерес сына к изобразительному искусству, мать отправила его учиться в Париж. Там наставником и близким другом Серова стал уже прославленный русский живописец Илья Репин. Впоследствии он рекомендовал Серова для обучения в Санкт-Петербурге. Однако, тот, не доучившись, отдается свободному творчеству. Валентин Александрович пишет картины на самые разные сюжеты. Критики и зрители благосклонно принимают его работы, отличающиеся легкостью и воздушностью, непринужденностью и глубокой философией.

Занимаясь преподаванием в Московском училище живописи и зодчества, художник создавал великолепные картины и даже успевал писать афиши к театральным постановкам. Валентин Александрович повсечасно был близок как к театральным, так и музыкальным сообществам. Это обуславливалось средой, в которой он рос, и присуще времени, в котором он жил. Тогда, в конце 19-го века, главными призывами в искусстве стало стирание границ между его отдельными видами и формами.

Кажется, именно эту неуловимую грацию, воплощенную в позе, в рисунке тела, удалось уловить Серову. Первым из русских художников он возвел рисунок карандашом из статуса «простого наброска» в ранг самостоятельного произведения искусства. В 1909-1910 годах В. Серов создает ряд портретов танцовщиц «Русских сезонов», удивительных по своей графической чистоте: Т. П. Карсавиной, А. П. Павловой и самый скандальный из них – Иды Рубинштейн. «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша», вот направление поисков Валентина Серова в те годы. В портрете Павловой стоящая полуфигура портретируемой, по словам исследовательницы русской графики А. А. Сидоровой, «оказывается живущей в пространственном окружении, не конкретно изображенном, но переданном двумя-тремя намеками, полными содержательности».

Первоначально задуманный не как картина, а всего лишь эскиз к основной афише для театра С. Дягилева, рисунок прославил Серова и его мастерство. На афише-плакате была запечатлена балерина Анна Павлова. Грациозная танцовщица, застывшая в па на грубом холсте глубокого насыщенного синего оттенка. Силуэт её нанесён мелом, хрупкий и осыпающийся, как и весь еле уловимый очаровательный образ балерины. Кроме головы и лица все остальные детали образа едва намечены, фигура танцовщицы иллюзорна. Она как прекрасное видение влечет за собой своими бессмертными движениями. Афиши были изготовлены в полный рост и произвели настоящий фурор во время показа «Русских сезонов» во Франции. Поговаривали, что портрет Анны Павловой вызвал даже больше обсуждений и отзывов, чем сама балерина. Плакат принес славу, как его автору, так и танцовщице, прославив её далеко за пределы страны и наградив почетным званием «танцующий бриллиант».

Анна Павлова была неподражаема и стала символом русского балета начала ХХ века. Её сила заключалась в хрупкости и виртуозном исполнении танца. Именно такой – легкой, как пушинка, её изобразил Валентин Серов, увековечив в её портрете «силуэт серебряного века» – слияние на рубеже веков классики и модерна. Без ярких красок, лишних линий и деталей художник создал бессмертный утончённый и изысканный образ великой балерины, которая и сейчас словно готова вот-вот закружиться теплым игривым огоньком, подобно белому перышку на ветру.