Анализ картины Мазаччо Святая Анна с мадонной и младенцем - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Мазаччо Святая Анна с мадонной и младенцем

Анализ картины Мазаччо Святая Анна с мадонной и младенцем

Святая Анна с мадонной и младенцем, обычно называемая Сант’Анна Меттерца, – это живописная работа краской темпера, размерами 175х103 см. Ее автором считается великий Мазаччо, который написал ее в период между 1424 и 1425 годами. Она хранитсяся в Галерее Уффици во Флоренции. Работа представляет из себя шедевр творчества Мазаччо и одной из ключевых картин первых вех Флорентийского Возрождения.

Считается, что Мазаччо написал данную картину для базилики флорентийской церкви Сант-Амброджо (Святого Амвросия), затем в 1813 году она вошла в состав коллекции Академии Художеств, а затем уже и Галереи Уффици в 1919 году.

Форма работы необычна для того времени, при отсутствии боковых панелей, некоторые исследователи предположили, что это была центральная панель полиптиха, который был разделен в 1568 году.

Три ангела кладут драгоценную дамасскую драпировку позади мадонны, младенца и святой Анны, создавая глубину картины, фон гораздо более современный, чем полностью золотой, указанный в канонах Возрождения. Внизу картины расположены еще два ангела, чьи фигуры также следуют иерархическим пропорциям – они намного меньше, чем фигуры святых. Святые в свою очередь, находятся на троне, состоящем из двух частей, с пьедесталом.

До обнаружения триптиха Сан Джовенале самой ранней из сохранившихся работ Мазаччо полагали «Мадонну с младенцем, Святой Анной и ангелами» (галерея Уффици, Флоренция), написанную ок. 1422-1424гг., возможно совместно с Мазолино для церкви Сант-Амброджо, при попытке четко разграничить кисти Мазаччо и Мазолино возникают споры. Некоторие иследователи полагают, что кисти Мазаччо принадлежит центральная группа картины — фигуры Марии и Младенца, ангела в зеленом (верхнего правого).

Они кардинально отличаются пространственным построением, объемностью и лаконичностью форм, одежда написана так, что под ней вырисовывается тело впечатляет ощущение величия и власти, исходящим от этих фигур – все это предвещало живопись Ренессанса.

Разногласия вызывает обезличенное изображение Святой Анны, сильно пострадавшее от времени — написал ее Мазолино, под влиянием творчества Мазаччо, то ли все было наоборот, ее приписывают то тому, то другому, но все же в последнее время исследователи склоняются к тому, что она была написана Мазолино.

В этой ранней работе молодой мастер смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.

Композиция этого произведения, вероятно, задуманная Мазолино, простая и излишне монументальна, в традиционной форме пирамиды, в нем еще ощутимо прослеживается влияние средневековой иконографической традиции: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит на ступеньке трона у ног Святой Анны, которая покровительственно обнимает своими руками Марию и Младенца, заполняя собой фон. Младенец Христос изображен в образе «маленького Геракла» — живого сильного ребенка, в котором появляется тяготение Мазаччо к античным образцам. Свет падает слева, и фигура Мадонны отбрасывает легкую, но различимую тень. Подножие и подлокотники трона изображены в перспективе.

Это шедевр раннего творчества Мазаччо стал революционным для своего времени.

Искусствоведы сходятся во мнении, что иконописные каноны предполагали усиливать фигуру святой Анны, матери Марии и бабушки Христа, которая должна была сохранить Мадонну и Младенца. Об этом говорит защитный жест – рука расположена над головой Младенца. Первоначальное использование света, написанное Мазаччо, неумолимо перемещает фокус на две фигуры на переднем плане, что противоречило традиционной иконографии.