В основу произведений Николая Андреевича Андреева, посвященных изображению В.И. Ленина, легли рисунки, сделанные художником во время выступления Ленина в Большом театре, на заседаниях ВЦИК и Коминтерна. Оптимальные условия для портретных зарисовок и скульптурных этюдов из пластилина он получил во время работы непосредственно в Кремлевском кабинете Ленина в мае 1920 года. На основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений Н. Андреев выполняет небольшие полуфигурные композиции, изображающими Ленина за за работой.
После смерти Ленина в 1924 году по поручению комиссии Совнаркома скульптор продолжает работу над воплощением образа Ленина. В отчетах, представленных комиссии, он четко определил направления своей работы. Основным вопросом становится понимание того, кем должен быть в портрете Владимир Ильич? Скульптор предложил три варианта интерпретации образа вождя: «Ильич», председатель Совнаркома В.И. Ульянов, Ленин-вождь.
Первое направление стало продолжением тенденции, которая была заложена в небольших полуфигурных композициях «Ленин за работой», «Ленин с часами на столе», «Ленин на заседании Совнаркома», выполненных в начале 1920-х годов, созданных на основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений. Оно было продолжено при создании портрета для зала Совнаркома. Параллельно с образом «Ильича» у Андреева возникает и зреет образ Ленина-руководителя, Ленина-вождя. В процессе поисков скульптор создает серию небольших этюдов, изображающих Ленина на трибуне. Постепенно доминирующим в композиции становится не характерное для образа Ильича движение навстречу собеседнику, а вертикальное построение фигуры, немного, но выразительно приподнятая голова, уверенный утвердительный жест руки, опирающийся на стол. Эти эскизы должны были быть использованы для создания статуи, которая впоследствии получила название «Ленин-вождь». Работа над ней была прервана смертью скульптора. По уже начатой модели ее создание закончил брат скульптора В.А. Андреев. Он точно следовал намеченной в предварительных эскизах интерпретации образа вождя революции.
Сохранились изображения В.И. Ленина, сделанные многими художниками. Среди них есть достаточно известные, такие как И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Ф.А. Малявин, Л.О. Пастернак, Н.И. Альтман. Однако «Лениниана» Андреева резко выделяется и своим объемом, и своей конкретной направленностью. Она насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. Процесс ее создания раскрывает интересную, сложную картину творческих поисков скульптора, образовавшей единую плодотворную линию воплощения личности Ленина и создания образа вождя революции. Истоки успеха были заложены в углубленной работе с натуры, которую сам Андреев определил как «багаж живых наблюдений».
Портрет великого русского вождя «В. И. Ленин» был написан художником Н. А. Андреевым в 1922 году. Автор картины вдохновлялся образом Ленина, силой его личности, несгибаемой волей, а также невероятным ораторским даром. Ленин вел за собой сотни людей, и Андреев не стал исключением, написав множество его портретов.
В отличие от большинства художников, предпочитающих изображать Ленина в черно-белой цветовой гамме, для своего творения автор выбрал теплые бежевые тона. Портрет выглядит не так резко и агрессивно, как другие подобные картины.
Ленин изображен с гордо поднятой головой, строгим и решительным взглядом. Сильный акцент сделан на лицо, которое выделяется проработкой и детализацией, в то время как фон и одежда остаются однотонными. Нахмуренные густые брови, поджатые губы, волевой подбородок – художник мастерски передает образ несгибаемой личности, но при этом не отходит от оригинала и не поддается импровизации. Великий русский вождь смотрит на свое государство и ведет за собой массы. Желание контроля и всеобщего порядка чувствуется с первого взгляда, брошенного на картину.
Примечательно то, что Андреев использовал контуры, словно всеми доступными способами пытался показать «незаконченность» рисунка. Стиль покраски не отличается сильной реалистичностью и объемом. Возможно, художник специально хотел преподнести эту картину как некий несуществующий символ строгости, дисциплины и железной воли, а не передать с помощью красок и холста живого человека со своими слабостями и проблемами.