Картина «Портрет Аны-Марии» была написана Сальвадором Дали в 1925-ом, в тот период творчества художника, который принято именовать «ученическим». В это время юный Дали действительно много «учился» постоянно экспериментируя с самыми разными стилями и направлениями.
Показательно, что, создавая бесконечное множество вполне реалистичных портретов сестры Анны Марии в Фигерасе и Кадакесе, в своей комнате в Академии изящных искусств Сан Фернандо, студентом которой Дали в те годы являлся, он занимался совсем иной живописью: кубизмом.
Именно работы в стиле аналитического кубизма, позаимствованного Дали у Пикассо, произвели впечатление на интеллектуалов Резиденции, где он проживал — речь, прежде всего, о Федерико Гарсиа Лорке, с которым, как мы знаем, у Дали завязалась прочная дружба.
Анна Мария Дали, в очередной раз запечатленная в картине «Портрет», в 1949-ом году вспоминала о бесконечных часах позирования, когда ей приходилось служить моделью для брата.
«Мои портреты, написанные в то время братом, бесчисленны. Многие из них были просто набросками или этюдами, где Сальвадор уделял особое внимание локонам волос и одному плечу, всегда обнаженному.
Брат писал терпеливо и неустанно, а мне не было тяжело позировать для него — я никогда не скучала, если требовалось долгие часы оставаться молчаливой и неподвижной. В открытое окно я могла бесконечно любоваться пейзажем, который всегда воспринимала как часть моего собственного естества. Брат всегда писал меня у окна. И, пока я сидела, глаза мои начинали различать мельчайшие детали пейзажа.»
В эти годы, вне всякого сомнения, Анна Мариия была самым близким Сальвадору человеком — однако с появлением Галы отношения между братом и сестрой выродились в непримиримую вражду, растянувшуюся на десятилетия.
Будучи младшей сестрой художника, Анна Мария Дали часто выступала в качестве модели для живописца. Не только мир живописи сблизил брата и сестру, а трепетные чувства друг к другу и вечная любовь, преданная впоследствии Сальвадором после встречи с Гала — единственной страстью его жизни.
Представленный портрет девушки — одна из ранних работ сюрреалиста. В ту пору Дали уже определился с собственным направлением в живописи, но его работы еще были спокойны и уравновешены. На полотне запечатлена юная особа испанских кровей с чистой кожей и необычным разрезом глаз.
Ее одежда — дань моде 20-ых годов прошлого столетия, — проста и чиста.
Хлопковая ткань слегка прилегает к телу, отражает оттенки помещения, заламывается в складки. Положение тела Анны Марии говорит об истоме и полуденной жаре, усталости от позирования и кокетстве. Старший брат уловил ее настроение и характер сиюминутной лени.
Художник, как обычно, уделил внимание анатомичной точности построения тела, в частности лицу и ладони, ниспадающей виноградной гроздью. Настораживает цвет синевы тела, такой прозрачный и болезненный, вызывающий эмоции жалости и желания согреть девочку. Выбеленная стена с неровным рельефом выглядит вполне естественно и говорит о нарочно выбранном фоне.
Удачное сочетание белого с белым ловко обыграно Дали перепадом температуры краски — более теплый план и холодная одежда.
Картина вышла чудной, чистой, скромной. В ней не угадывается сексуального подтекста и больного сознания автора, присутствия извращенного восприятия женщины, как представителя иного от мужеского пола. Простая любовь к прекрасному и прелести отношений с беззащитной и веселой сестрой рождали портреты Анны Марии один за другим.
Уединенность модели и автора еще несколько лет были единственной отдушиной для Сальвадора, потерявшего рано мать. Содранные коленки, укромные уголки, секреты от отца и вот это — живопись без лишних свидетелей маленькой Анны, — единственные теплые воспоминания из детства художника. Портрет сестры Дали удался.
Он настоящий и не предвещает появления мягких и летящих постановок более зрелого художника.
Это не единственная работа художника, посвященная его младшей сестре.
В его жизни Анна Мария появилась, когда маленькому мальчику Сальвадору было четыре года. Это событие произошло в Испании в 1908 году. С самого детства брат с сестрой стали неразлучными друзьями, которые проводили все время вместе, знали все секреты друг друга и тайные места в доме родителей. Они росли бок обок, вместе гуляли на улице, раздирали коленки, вместе повзрослели, превратишься в прекрасных юношу и девушку. Брат и сестра жили общей жизнью.
Когда их мать умерла, все хозяйство в доме и заботу о брате взяла на себя Анна Мария. В Испании семейные ценности и традиции очень почитается. Дали любил и уважал свою младшую сестру. Повзрослевшая Анна Мария превратилась в прекрасную молодую девушку. Это не могло быть не замеченным ее братом. Любовь к прекрасному и к искусству создали в голове великого художника сюжет его полотен, где натурщицей стала Анна Мария. Дали того времени был скромным и спокойным юношей.
Все изменилось, когда в жизни парня началась новая ветвь под названием «эпоха Гала». В одно лето 1929 года Дали изменил свои интересы и сущность. Его сестра очень переживала по этому поводу, потому что ее талантливый и скромный брат перестал быть тем, кто любил ее и проводил с ней все свое время. Она написала о том, кем он был раньше, но эти слова вызвали бешенство у Сальвадора. Дали забыл, кем он был и не хотел вспоминать.
Чтобы привлечь к себе внимание, он становится человеком – эпатажем. Это навсегда разделило сестру и брата. Но дало миру искусства неповторимого художника, который ломал нормальные представления о действительности и создавал шедевры, вошедшие в историю.
Картина находится в частной коллекции.