Камерно-интимным портретом можно в известной мере считать и изображение кн. М. П. Волконской, хотя ему в большей степени, нежели другим аналогичным работам Брюллова, присущи черты заказного портрета. Однако и в нем условность парадного портрета смягчена теплотой эмоций.
Еще в ранней молодости создал Брюллов прелестный акварельный портрет жизнерадостной девочки Кикиной, ставшей впоследствии светлейшей княгиней Волконской. Датировка портрета Волконской, обычно относимого к 1837 году, требует серьезного пересмотра. М. П. Кикина родилась в 1816 году, следовательно, женщине изображенной на портрете, должно было быть не более 21 года. Но она кажется значительно старше.
Биографические данные и стилевые особенности портрета Волконской заставляют отнести его к первой половине 1840-х годов.
Примечательно, что рисунок обоев в портрете Волконской схож с орнаментом обивки стен в портрете Бек, написанном в 1840 году. Полный затаенных страстей и восточной неги, образ Волконской оживлен блеском темных глаз и порхающей на губах улыбкой.
Полуфантастический наряд княгини с причудливым головным убором в виде чалмы, великолепие опушенной мехом бархатной мантильи, мягкое мерцанье жемчуга, обвивающего шею, вводят в мир сказочного Востока. Не случаен для замысла портрета исполненный в то время карандашный рисунок, изображающий турчанку, которой Брюллов придал черты княгини. Много труда и вдохновения отдал Брюллов работе над портретом.
В портрете знаменитой 3. А. Волконской художнику удалось на новый уровень вывести свое мастерство. Брюллов очень хорошо дружил с этой знаменитой и прекрасной женщиной, причем дружил до глубокой старости, до своей смерти. Возможно, именно поэтому Брюллову удалось удивительным образом нарисовать человека, которого она так хорошо знал, понимал и любил.
Современники З. А. Волконской не раз говорили о ее незаурядных талантах и способностях. Она обладала прекрасными вокальными данными, замечательно держалась на сцене, да и прекрасно разбиралась в литературе. Про нее неоднократно писали и Пушкин, и Баратынский, и Козлов. Александр Сергеевич называл ее царицей, музой и повелительницей вдохновения. Он не раз говорил про ее задумчивость и гениальность.
Именно такой она и предстала для нас на портрете Брюллова. Она сидит в красивом, большом кресле. Большую часть композиции занимает кресло и пышное платье актрисы. Взгляд ее устремлен в неведомые для зрителя дали. Она полно задумчивости и нежности. В ее взгляде отражаются и мелькают огоньки нового вдохновения.
Тонкие женские черты лица, заставляют зрителя вдохновляться и покоряться этой музе. И несмотря на все ее воздушность, легкость, задумчивость и загадочность в нее чувствуется внутренняя сила, дух. Плотно стиснутые губы выражают противоречие, не согласие, присутствие собственного мнения.
Кажется, еще немного и 3.А.Волконская заговорит прямо с картины. Указательный палец поднесенный к подбородку, еще раз подчеркивает о задумчивости актрисы. Она явно о чем-то размышляет, непокорные мысли не собираются покидать ее голову. Из украшений на нее всего пара сережек да браслеты. Зато они очень тонкие и изысканные, не отнимают много внимания и лишний раз подчеркивают хрупкость женщины.