Описание картины Леона Бакста Портрет Зинаиды Гиппиус - Анализ картин
Описание картины Леона Бакста Портрет Зинаиды Гиппиус

Описание картины Леона Бакста Портрет Зинаиды Гиппиус

Портрет Зинаиды Гиппиус — Лев Самойлович Бакст. Мел, карандаш, бумага, картон, сангина. 54 x 44 см

Портрет писательницы и поэтессы Зинаиды Гиппиус стал одной из самых выдающихся работ Льва Бакста. Сперва картина была лишь наброском, но автор так захотел передать всю суть своей натурщицы, что работа всё-таки была завершена. Более того, для изображения невероятно длинных ног поэтессы Бакст подклеил к листу ещё немного бумаги.

Портрет выполнен карандашом и сангиной. Он изображает Зинаиду Николаевну полулежащую на стуле в расслабленной и уверенной позе, и вытянувшую вперёд свои прекрасные ноги. Благодаря их диагональному расположению на листе они кажутся ещё длиннее.

Бакст также передал резкость лица Гиппиус: прищуренные глаза, тонкие нос и губы – всё выдаёт насмешку, даже некое презрение к окружающим. На поэтессе мальчишеский облегающий костюм, пиджак из чёрного бархата, рубашка с жабо – этот популярный среди взрослых женщин образ взят из повести английской писательницы Барднед о маленьком лорде Памплероб.

Поза, костюм, выражение лица передают свойственные Гиппиус уверенность в себе, стремительность, даже дерзость – качества, которыми тогда обладали скорее мужчины. Поэтому публика, увидев портрет, была ошеломлена столь непристойной для начала XX века картиной.

Однако для Гиппиус такая реакция не была неожиданной: она, сохраняя при всём прочем грациозность и искренность, любила подписывать свои произведения мужскими именами, примерять подобные костюмы – эпатаж, желание произвести впечатление не были ей чужды.

Эти её черты Лев Самойлович очень точно перенёс на бумагу. Даже подпись художника на рисунке не следует канонам – она расположена не справа внизу, а в совершенно противоположном углу.

До 1920 года полотно хранилось в коллекции композитора Сергея Кусевицкого, а в настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Леон (или «Лев») Самойлович Бакст был одним из самых талантливых сценографов и художников рубежа веков.

Впервые проявивший себя в художественном объединении «Мир искусства», где он работал бок о бок со своим другом Александром Бенуа, Бакст стремительно набирал популярность в живописных кругах своими удачными графическими зарисовками, книжными иллюстрациями, эскизами к театральным постановкам многих театров и, конечно же, изумительными по своей простоте портретами.

Лев Самойлович постоянно существовал среди блистательной отечественной интеллигенции – поэтов, писателей, художников – и многим из них было суждено остаться запечатленными кистью своего талантливого друга.

Зинаида Гиппиус не стала исключением. Знаменитая поэтесса, известная своим шокирующим поведением на всю культурную столицу, изображена Бакстом свободно сидящей на стуле в необычном костюме. Это старинный мужской наряд, состоящий из брюк, белоснежной рубашки с воротом и пиджака.

Женщине появиться в брюках и мужском пиджаке было невозможно в то время – это не допускалось в обществе. Но Гиппиус разрушает стереотипы легко и со вкусом, а Бакст умело запечатлевает ее эпатажный ход в данном портрете.

Произведение написано в традициях лучших портретов Бакста. Работал художник над ним в 1906 году и справился очень быстро. Изображение фигуры дано в полный рост, интересное композиционное построение оставляет впечатления для зрителя. Героиня расположена во весь формат, что условно вытягивает ее, а черно-белый колорит упрощает и подчеркивает линию.

Бакст намеренно оставляет фон пустым, прописывая подробно лицо поэтессы и ее костюм, на который явно был сделан акцент, чтобы увеличить значимость личности данной героини и проявить внимание, которого всегда заслуживала Гиппиус.