Описание картины Карла Брюллова Портрет княгини Салтыковой - Карл Брюллов
Описание картины Карла Брюллова Портрет княгини Салтыковой

Описание картины Карла Брюллова Портрет княгини Салтыковой

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) — выдающийся портретист первой половины XIX века. Героини его картин — предста­вительницы высшего общества. Изображенные в домашней обстановке, изобилующей роскошью и подчеркнутым богатством интерьеров, молодые женщины полны внутреннего лиризма и простоты.

Сидящая в бархатном кресле Салтыкова воплощает созданный мастером образ милой молодой женщины, утом­ленной суетой великосветских торжеств. Ее взгляд полон тоски, а безвольно соскользнувшая с подлокотника рука говорит о глубокой усталости. Опущенные на колени перья павлиньего опахала словно вторят внутреннему состоя­нию хозяйки, обессилевшей и такой печальной.

Заставляет обратить на себя внимание живописная маэстрия полотна — виртуозная выписанность деталей и вос­хищающая верность передачи различных фактур: переливов голубого атласа платья, воздушность жемчужных кру­жев, лоснящийся леопардовый мех.

Изображение княгини Е. П. Салтыковой может быть названо портретом-картиной. Новые качества большого полотна Брюллова – задушевность и лиричность в обрисовке внутреннего состояния человека. Они неизбежно должны были разрушить условность и декоративность парадного портрета.

Опустив опахало на павлиньих перьев, Салтыкова утомленно опустилась в кресло. Обстановка с тропическими растениями и разостланной на полу леопардовой шкурой вводит в необычный, почти сказочный мир. Феерично сверкает палитра художника, построенная на сочетании цветов – голубого, красного, зеленого. Но сквозь все эффекты экзотического окружения Брюллов пронес мягкую женственность облика княгини, поэтичность ее чувств, преодолев ту светскую отчужденность, которой обычно веет от парадных портретов.

Безукоризненность рисунка, мастерство композиционного решения, блеск фактуры ставят портрет Салтыковой в первый ряд произведений Брюллова. К работе над портретом Салтыковой Брюллов пытался привлечь некоторых своих учеников, но профессиональная взыскательность Заставила его отказаться от принятого решения. – В 7 прислал за мной Брюллов, он хотел Заставить меня начертить перспективу в портрете Салтыковой, – Записал в свой дневник Мокрицкий, – …принялся я наконец чертить перспективу, он видел, что я неловко обращался с линейкой и кистью, сердился и выходил ив себя, наконец вспылил так, что бросил на пол свою палитру и кисти и принялся чертить сам – Из описанного Мокрицким инцидента становится ясным, что к помощи учеников Брюллов прибегал с большой осмотрительностью.

В написании портретов Брюллов всегда руководствовался своим тонким умением угадать и запечатлеть человеческую натуру. Несмотря на помпезное убранство имения княгини, картина отличается высшей степенью душевности и лиричности.

Мы замечаем нежные черты лица знатной дамы: благородный высокий лоб, полупрозрачную светящуюся кожу, слегка утомленный и задумчивый взгляд проницательных серых глаз. Мастерски художнику удалось передать мягкие, струящиеся ткани. Кажется, мы вот-вот услышим прохладный шелест шелкового платья, так точно написаны его гладкие складки.

Брюллов любил и умел добавлять в палитру красный цвет. Бархатная спинка кресла и алая накидка, красиво опоясывающая стройный стан княгини, создают живой контраст с холодными серебряными и синими тонами роскошного туалета. Этот яркий акцент добавляет праздности, которая всегда является необходимым атрибутом парадного портрета.

В руке, украшенной фамильными перстнями, покоится изящное опахало из павлиньих перьев. Под ногами красавицы – экзотическая шкура дикой кошки. На заднем плане мы наблюдаем томные сумерки, создающие гармоничный фон полотна.

Удивительно умение художника пронести образ кроткой женственности, мягкости и поэтичности сквозь богатое убранство интерьера и ослепительную палитру. Здесь нет светской чопорности и горделивости, лишь чувственность, элегия и безупречная композиция. Княгиня являет собой оплот добродетели и мягкой проницательности, как истинно женской силы.

В работе прослеживается множество черт романтического стиля – возвышение морали и лучших побуждений человеческой натуры, выразительная игра светотени, упор на эстетику, стремление превратить портрет в настоящее зеркало души своего лирического героя.