Описание картины Карла Павловича Брюллова Портрет графа А. А. Перовского - Карл Брюллов
Описание картины Карла Павловича Брюллова Портрет графа А. А. Перовского

Описание картины Карла Павловича Брюллова Портрет графа А. А. Перовского

Перовский – генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Окончив курс в Московском университете, поступил в 1811 году колоновожатым в свиту Его Величества; в 1812 году, при отступлении к Москве после бородинской битвы, был захвачен в плен, в котором и находился до взятия союзниками Парижа; в турецкую войну 1828 года был тяжко ранен и принужден отказаться от строевой службы; в 1833 году назначен оренбургским военным губернатором и командиром отдельного оренбургского корпуса. Заняв этот пост, он привел в повиновение степных кочевников, но предпринятый им в 1839 году поход на Хиву кончился неудачно.

В 1842 году Перовский оставил управление оренбургским краем, но в 1851 году снова был к нему призван и сохранял его до 1856 года. В это время были приведены в исполнение еще ранее задуманные им меры: в степи устроены были многочисленные укрепления, исследовано Аральское море и учреждено на нем пароходное сообщение, взята штурмом кокандская крепость Ак-мечеть и заключен в 1854 году с хивинским ханом выгодный для России договор. В 1855 году Перовский был возведен в графское достоинство.

Одним из первых больших портретов, исполненных мастером в Петербурге, было изображение В. А. Перовского, поклонника и почитателя таланта братьев Брюлловых. Уже в этом портрете Брюллов по-новому решил проблему большого полотна. Приподнято взволнованной кажется характеристика Перовского, изобличающая человека сильной воли и решительных поступков.

Четким силуэтом рисуется фигура Перовского на фоне грозового неба с бурно клубящимися облаками. Его облику соответствует динамичный пейзаж со скачущими по широкой степи кочевниками на горячих неоседланных конях. Изображая Перовского на фоне степей, Брюллов как бы напоминал о занимаемой им должности военного губернатора Оренбурга.

Картина «Портрет графа А. А. Перовского» написан маслом на холсте в 1836 г. Работа не закончена.

Жанр – портрет.

На картине изображен писатель граф Алексей Алексеевич Перовский, которого зрители больше знают под псевдонимом Антоний Погорельский. Многим прекрасно известна его волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители». Портретируемый сидит у окна в домашней одежде. Этим работа разительно отличается от других работ К. П. Брюллова – большинство его изображений наполнено помпезным торжеством и парадностью.

Фигура писателя, лицо и одежда освещена льющимся из окна светом, который как будто нежит, греет лицо героя, делает его хрупким и почти прозрачным. Лицо прекрасно проработано, причем проработано оно благодаря великолепному светотеневому рисунку. Свет подчеркивает румянец на щеках, подрисовывает бугорки на лбу, форму носа, губы и подбородок. Левое ухо почти хрустально. Глаза поражают бесконечной добротой, вниманием и любовью. Черные с сединой, кудрявые волосы лежат в беспорядке.

Поражают кисти рук писателя. Одна рука, мягкая, красивая, освещена солнцем. Вторая спряталась в тени, она ужасна и напоминает руку старика. Темный жесткий свет вырисовывает синюю, костистую, жилистую кисть с длинными неровными ногтями. Вероятно, художник посадил писателя перед солнцем именно с той целью, чтобы спрятать его возраст, скрасить и смягчить его лицо. А вторую руку оставил такой, как она есть, тем самым подчеркнув трагичность изменений, происходящих с человеком.

На лице и фигуре нет ярких красок. Румянец на щеках, губы выполнены нежными мягкими цветами. Зато фон оконного проема, открывающийся из него пейзаж, насыщен вызывающе густой, яркой краской. Именно этим автор подчеркивает нежность и одухотворенность писателя. Дополняет впечатление белоснежная, почти светящаяся рубашка.

Работа хранится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.