Императорская Академия художеств, предложив Брюллову руководство историческим классом, возвела его в звание младшего профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Наверное, почетный член многих академий Европы был озадачен таким оборотом дела.
Но, очевидно, “Последний день Помпеи”, написанный по собственной инициативе, был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора, не говоря уже о звании академика, которого, кстати, Брюллову так и не суждено было получить никогда. Таково было высочайшее государя Николая I благоуважение. До самой смерти не кончит К. Брюллов огромную картину “Осада Пскова”, которая никак не укладывалась в заданные историей Карамзина рамки.
Фальшивый посыл сложнейшей композиции огромного холста, нажим, опека – все это было ненавистно живописцу.
В 1581 г. Баторий предпринял поход на Псков. Взятием Пскова он рассчитывал принудить правительство Ивана IV согласиться на тяжелые условия мира, отдать Польше северо-западные русские земли. Баторий, очевидно, надеялся на легкую победу, так как двинулся к Пскову со сравнительно небольшим войском и довольно слабой артиллерией.
Он знал, что Москва не сможет оказать псковичам существенную помощь.
В самом Пскове тогда находился гарнизон численностью около 4,5 тысячи воинов и около 12 тысяч посадского ополчения. Вся Псковская земля готовилась встретить врага. Многие псковские крестьяне покидали свои дома и пробирались либо в Псков, либо в Опочку.
Жители пригорода Красного понимая, что не могут отстоять свою маленькую крепость, сожгли ее и ушли в Псков.
Работа над картиной «Осада Пскова» по воспоминаниям современников далась Брюллову очень непросто. Признанный всей Европой благодаря своим знаменитым «Помпеям», живописец плодотворно работал в жанре портрета и жанровых сцен, но публика жаждала вновь увидеть монументальное многофигурное полотно. Да и сам Брюллов хотел снискать повторной славы, и как сюжет для новой картины он выбрал битву, когда сошлись войска польского короля Стефана и яростно оборонявшиеся жители Пскова и его пригорода.
Полотно, действительно, отличается сложнейшим композиционным построением. Известно, что Брюллов на этапе подготовки проделал огромную работу – создал целый ряд натурных зарисовок близ Пскова, изучил все сохранившиеся артефакты древности в самом городе, перечитал исторические исследования и свидетельства.
Говорят, что идею полотна художнику предложил сам император, который также составил примерную композицию для будущей картины, однако, Брюллов тут же вежливо раскритиковал её. Царь критику понял, но обиду затаил.
Полотну не было суждено повторить славы «Последнего дня Помпеи», картина так и осталась не закончена – масштабный замысел оказалось сложно реализовать под пристальным вниманием публики, ожидающей очередного триумфа, а «Осаду Пскова» сам Брюллов с грустью называл «досадой Пскова».
Карл Брюллов приступил к созданию полотна «Осада Пскова» после того, как получил должность руководителя класса истории, но, художественной академией императора, ему была присуждена лишь 2 степень профессуры. Для присвоения 1 степени или должности старшего профессора в задачу Брюллова входило написание большой картины, по тематике, данной академией.
За основу сюжета своего большого полотна художник взял реальные исторические события Ливонской войны. Когда в 1581 году город Псков попал под осаду солдат поляков.
Эти кровопролитные события унесли множество жизней, как жителей Пскова, так и нападающей стороны.
На картине изображен переломный момент битвы, когда стена крепости взрывается, а защитник Пскова Шуйский и игумен Тихон предотвращают отступление городских солдат с поля боя. Над головами процессии людей развиваются изображения икон, а в руках они несут кресты и святые мощи. Вокруг них царит разрушение и ожесточенная борьба. Землю покрывают раненные и убитые люди, их кони. Дым затягивает голубое небо, от башни он идет большими черными клубами. Но, пробирающийся сквозь поле сражения, крестный ход освещен яркими солнечными лучами, как символ того, что победа будет на стороне Света.
Начало работы над созданием этого полотна пришлось на 1839 год. Но свою идею Карл Брюллов, по мнению многих, так и не смог воплотить в жизнь. Эскиз картины показался художнику выразительным и захватывающим. Будто некое божественное войско несет спасение людям, прогоняя врагов. Но критики посчитали, что композиция картины была составлена неправильно, в результате чего не все главные действия захватываются в пределы полотна.
Из-за негативных отзывов и огромных масштабов работы Брюллов, наконец, потерял к ней интерес. Когда художник умер, его картина так и не была написана до конца.