Одна из ранних работ К. Брюллова, написанная во время учебы в Академии художеств. В 1819 году в классе Андрея Иванова была “поставлена” в качестве задания для живописцев мужская фигура-полулежащий юноша, наклонившийся над водой.
В обычае Академии были такие тематические постановки: натурщик, упавший на спину, изображал собою убитого Авеля или разбившегося в падении Икара и тому подобное. Натурщика, вероятно, сам преподаватель предложил трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду. Но Брюллов не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии.
Решив изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, он пошел в Строгановский сад на Черной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами, глаза художника заметили множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший ее гладь. Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину “Нарцисс” . Произведение это уже заключало в себе тему общения человека и природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника. За эту работу К. Брюллов был награжден второй золотой медалью Академии художеств.
Посмотрите, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам. Автопортрет в образе Нарцисса! Что это – догадка о себе, указание на черту характера, которую он знает за собой, и предостережение себе же: “посеешь характер – пожнешь судьбу”?
Картина наполнена грустным назиданием. Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс. За это и расплачивается. Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение.
Художник изобразил героя полным сил и отлично сложенным. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.
Улетающий Эрот бросает печальный взгляд на героя, с одной стороны — сочувствуя, с другой — осуждая.
Все действие картины помещено автором в темный, почти черный лес, который как мрачная декорация, создает атмосферу картины. Природа откликается на страдания героя.
Карл Брюллов пишет для своего зрителя очередной шедевр. На этот раз таковым стала картина «Нарцисс смотрящий в воду». Предысторией этой картины, является история молодого парня по имени Нарцисс. Это был совсем еще молодой сын одного из речных богов, по преданию, говорилось, что молодой человек имел возможность прожить долгую и счастливую жизнь, но, только при одном условии: он не должен увидеть своего отражения.
Однажды на охоте, по совершенной случайности, Нарцисс увидел свое отражение, и настолько он был очарован своей красотой, что так и умер от голода, на этом же месте, а люди, которые после пришли забрать его тело, ничего не обнаружили, кроме Цветка Нарцисса. Сама история не менее прекрасна, чем полотно, мастер смог с невероятной тонкостью передать ту нежность и те завораживающие эмоции, с которыми молодой человек любуется своим отражением.
Художник, не зря изобразил на заднем плане Амура, скорее всего, он появился вследствие того, что ощутил невообразимое чувство любви, пусть даже и к самому себе. Его рук дело, даже страстная любовь к своему собственному отражению. Если обратиться к дальнейшим творениям мастера, то можно заметить, что именно это полотно стало началом его нового периода.
В данной картине можно заметить, слишком академическое и классическое написание, которое слишком подвержено шаблонам. Но, несмотря на это, картина имеет несколько тонов своеобразности и самобытности. Этой картиной, художник умело передает единение с природой, в принципе, как и большинство работ автора.
Художник сумел каждым свои мазком вдохнуть в картину невообразимое чувство естественности и красоты. Учитывая и подтекст этого полотна, можно с уверенностью заявить, что эта картина может являться одним из лучших работ мастера.