В 1841 году Карл Брюллов создал одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Инессы де Кастро». Произведение является типичным представителем стиля романтизм. Полотно выполнено на холсте маслом. В основе сюжета лежат реальные исторические события.
Главная героиня картины – молодая женщина, представительница знатного рода, дочь П.Ф. де Кастро. Инесса славилась своей красотой. Именно благодаря природным внешним данным, она не осталась незамеченной при дворе. Сначала она стала любовницей наследника короля Альфонса Четвертого. После того, как королевский сын овдовел, красавица стала его тайной женой. Однако злые языки донесли секрет влюбленных до правителя. Молодой человек так и не решился признаться отцу в содеянном, но вступить в брак со знатной дамой отказывался. Было решено убить Инессу.
Приговор приводил в исполнение лично король Альфонс Четвертый. В отсутствии сына он отправился к девушке, но был обескуражен ее мольбой о пощаде. Кроме того, несчастная имела двух маленьких детей. Позже убийство совершили советники короля. Вступив на трон, наследник решил отмстить за гибель любимой женщины. Советники были вынуждены податься в бега, но вскоре были найдены и казнены. Через пару лет правитель приказал извлечь Инессу из могилы и усадить ее на трон. Спустя время девушку повторно похоронили.
Шедевр носит отпечаток трагедии, несет в себе горечь потерянной любви. Этот сюжет еще не раз вдохновил творцов на создание своих произведений.
Перед нами драма из жизни кастильского короля Альфонса IV-Португальского. Придворная дама супруги сына короля Дона Педро Инесса пленила своей красотой инфанта, который после смерти своей жены тайно с ней обвенчался, т. к. у отца была другая кандидатура в жены сыну. Советники короля вызнали тайну сына и выдали ее Альфонсу.
Дон Педро отказался женится на отцовской претендентке. Тогда по решению королевского Совета было решено убить Инессу. Выждав момент, когда Дон Педро ушел на охоту, король с советниками отправился к Инессе. Когда Инесса поняла, что их ждет, то она бросилась в ноги королю.
Несчастная женщина рыдала, умоляя сохранить ей жизнь. Вначале король пожалел молодую женщину, однако советники уговорили не поддаваться ненужной жалости и убили мать двоих детей.
Дон Педро не простил отцу такого вероломства и после его смерти нашел непосредственных убийц и казнил их. Художник сумел передать чувства матери, страстно умоляющей своих убийц. В темных мрачных тонах изображены король и его приспешники, светлым пятном выделяются фигуры Инессы и детей.
И снова в изображении женщины Брюллов остается верен классицизму, а в выборе темы, в изображении страсти склоняется к романтизму.
История «Мёртвой королевы» Инессы де Кастро поражает своим драматизмом. Будучи придворной дамой, она влюбилась в молодого инфанта, наследника португальского трона, Педру I. Тайно обвенчавшись, они скрывали такой брак, являвшийся откровенным мезальянсом, тем более что у инфанта была невеста.
Прознав реальную причину отказа сына жениться, король Афонсу IV решил убить его тайную жену. Но увидев несчастную женщину и своих внуков, молящих о пощаде, смиловался. Именно этот момент и отобразил на холсте Брюллов.
Картина написана в ярко выраженной академической манере – «говорящие» жесты, скульптурные фигуры. Кульминацией картины выступает высветленное автором лицо Инессы, молящее и несчастное. Ещё более усугубляют щемящее впечатление дети, приникшие к матери. Лицо короля невозмутимо, но он опасается глядеть на нежеланную невестку. Лишь стража равнодушно глядит на правителя и ждёт его указаний.
Известно, что Афонсу, который нуждался в «правильном» в политическом плане браке своего сына, поставил дело государства выше личных чувств, и Инесса всё таки была убита.
После того как Педру взошёл на престол, он приказал извлечь тело возлюбленной из могилы, обрядить его в царские одеяния, возложить корону, а всем придворным отдавать почести мёртвой королеве.
С тех пор минуло почти 700 лет, а трагическая история большой обречённой любви по-прежнему смотрит на нас с полотна Брюллова.
Инесса де Кастро была придворной дамой. Она имела неосторожность полюбить инфанта, будущего наследника португальского трона, и тайно с ним обвенчаться. Этот брак был явным мезальянсом, к тому же считался незаконным. Союз длился год, пока об этом не узнал король. Он приказал убить девушку, чтобы женить своего сына на другой. Но увидев свою незаконную невестку, молящую на коленях о пощаде, правитель сжалился и помиловал ее. Именно этот драматичный момент решил изобразить живописец.
К сожалению, история Инессы все равно закончилась печально: советники убедили короля привести приговор в действие и девушке отрубили голову. Существует даже миф, что ее безутешный от горя муж, взойдя на престол, приказал выкопать тело жены, посмертно короновать ее и отдавать все почести. Но это лишь романтичная легенда.
Само произведение невероятно драматично. В центре комнаты изображена полуобнаженная девушка, стоящая на коленях. Вокруг нее трое мужчин. Они ворвались в спальню, вытащили ее из постели и швырнули на пол, грубо вывернув руки. Придворные держат обнаженные кинжалы, а их глаза сверкают безумием и жаждой крови. Они готовы казнить Инессу сию секунду, прямо на глазах у детей.
Малыши напуганы, они жмутся к матери, пытаясь удержать ее или защититься в объятиях. Эта детская беззащитность и безотчетный страх особенно трогательны.
На лице у коленопреклоненной женщины написаны мольба и отчаяние. Ее пышные каштановые волосы растрепались, а тонкая ночная рубашка разорвалась на груди. Брюллов противопоставляет обнаженную беззащитность Инес и темные тяжелые одежды мужчин, вооруженных кинжалами.
Сам король смотрит на героиню с опаской, будто боится, что она очарует его с одного взгляда. Но вместе с тем, на его лице написано невольное сочувствие к этой прекрасной хрупкой женщине.
Картина полна небывалого драматизма и накала страстей. Даже спустя 7 веков эта история любви трогает зрителей, заставляет их сопереживать героями именно благодаря полотну Брюллова.