Анализ картины Василия Верещагина Осада Троице-Сергиевой Лавры - Василий Верещагин
Анализ картины Василия Верещагина Осада Троице-Сергиевой Лавры

Анализ картины Василия Верещагина Осада Троице-Сергиевой Лавры

Полотно Василия Петровича Верещагина «Осада Троицко-Сергиевской лавры», написанное в 1891 году изображает одно из самых горьких периодов в истории нашей Родины. Нет смысла рассказывать о событиях, происходивших в то, нареченное «Смутным», время. На картине изображен эпизод штурма монастыря, хотя зритель и не видит батальных сцен. Скорее наоборот. На переднем плане перед зрителями предстают встревоженные, страдающие, испуганные, но в тоже время одухотворенные лица людей, готовых умереть, но не предать Родину и веру.

Всамом деле, художник сумел выразить смысл происходящего, используя не совсем привычные символы. Единство народа и духовенства в скорбный час в лице священника, несущего благословение и в тоже время боевой дух защитников лавры, внимательно слушающих наставления старшего и готовых отстоять свою землю, все это отнесено художником немного на задний план картины. Композиционно эти элементы расположены в левой и правой части полотна.

Центральная же часть композиции, которая даже не сразу бросается в глаза на фоне громады православного храма, представляет собой группу защитников лавры, несущих раненного товарища. Каждый из этих персонажей представляет разную часть общества того времени. Именно этим сочетанием художник хотел показать единство всех, как сейчас принято говорить «социальных групп», против врага. Если хотите, объединение всех русских людей!

В тоже время, горесть центральной композиции, не уменьшает позитива картины. Несмотря на общую скорбь, она наполнена множеством символов, намекающим на грядущие положительные перемены. В нижней части картины, в самом ее центре художник изобразил брошенное оружие, говорящее о том, что война навязана извне. В то же время левом нижнем углу картины изображен маленький, играющий ребенок, как символ будущей мирной жизни.

Полотно написано в светлых тонах, что опять же говорит о позитивном исходе изнурительной осады лавры. Духовность русского народа, его объединение в тяжелую минуту и светлое, пусть и облачное небо Родины – вот основные мысли, которые хотел передать зрителю Василий Петрович Васнецов.

Василий Васильевич Верещагин (26.10.1842—13.04.1904) — русский художник, мастер батальных полотен. В 1891 году он написал картину «Осада Троице-Сергиевой лавры». Размер холста: 282 × 458, техника — масло.

Жанр картины — исторический. Сюжет — осада Троице-Сергиева монастыря польско-литовскими войсками, выступавшими на стороне Лжедмитрия II. Период осады длился шестнадцать месяцев: с сентября 1608 года по январь 1610-го. Сняли её войска Скопина-Шуйского при участии шведов. Эпизод долгой осады изображён на картине.

Композиция полотна многофигурная, диагональная, передающая динамику и внутреннее напряжение.

Центр композиции — трое защитников монастыря с раненым на руках, все члены этой группы принадлежат разным сословиям: монах, воин, мещанин и дворянин.

На переднем плане слева — встревоженные и горюющие женщины, играющий маленький ребёнок, не разумеющий трагичности положения. Рядом с центральной группой изображён бегущий мальчик лет десяти, он с тревогой смотрит на крестьянина, которого поддерживает седобородый схимник (справа). Должно быть, это его отец.

Справа изображены ещё двое защитников и немолодая женщина. Одного из них она перевязала голову, другого поит из ковша. По центру лежат ядра, оружие. В лицах людей вера и решимость не сдаваться врагу.

На втором плане слева — белая стена храма, побитая ядрами. Со ступеней его спускается процессия крестного хода с иконой, крестом и хоругвями, впереди — священник с кропилом и святой водой. В это же время воины в кольчугах заносят в храм тяжело раненного товарища, голова которого запрокинута. На пострадавшего сочувственно смотрят стоящие на крыльце монахини.

Задний план обширен: длинная череда народа, идущего под благословение священника. За ним — конные воины в кольчугах, со знамёнами, стрельцы. Справа на заднем плане белый храм, за которым крепостная стена с высокой башней. На стене видны фигурки защитников, ведущих оборону. Выше — небо в густых кучевых облаках и клубы порохового дыма.

Цветовую палитру картины составляют, главным образом, светлые краски. Доминирует белый цвет храмовой стены, который словно осветляет красные, зелёные и коричневые тона одежды людей. Даже чёрные монашеские рясы выглядят, скорее, серыми. На переднем плане цвета более отчётливы, и пятна красного цвета вносят напряжение в сцену осады лавры, но задний план размыт в дымке и светел. Золотистый цвет хоругвей на фоне белой стены создаёт впечатление торжественности. Всё это смягчает драматизм ситуации, даёт надежду на благоприятный исход.

Впечатление такое, что свет в картине излучает ослепительно белая стена храма, но её озаряют прорвавшиеся из-за туч лучи. Они же заливают подворье с людской толпой, и так же, как стена, сверкают белые блузы и платки женщин. Свет падает справа, и левая часть картины особенно светла. Солнце засияло из туч в момент крестного хода как Божье благословение.

Победа будет, но, известно, что достанется она очень тяжело. Многие умрут от голода, последние защитники будут похожи на скелеты. Люди подоспевшего на выручку войска будут поражены физической измождённостью и силой духа защитников лавры.

Идея произведения — единство народа в защите Троице-Сергиевой лавры перед лицом врага, крепкая вера русских людей, дающая силу духа в противостоянии неприятелю.

Картина В. В. Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» экспонируется в государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Полотно ярко иллюстрирует событие 16 века, вызывает интерес к истории, привлекает зрителя колористическим решением, сложностью композиции и характерами персонажей.