Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи - Карл Брюллов
Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи

Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи

В 1827 году, побывав на раскопках Помпеи в Италии, под большим впечатлением от увиденного, Карл Брюллов начал работу над картиной «Последний день Помпеи». Кто бы мог представить, что красивейший город будет разрушен в мгновение огромным всепожирающим Везувием.

Картина давалась мастеру тяжело. Несколько долгих лет творил художник. Закончил работу он только в 1833 году. Картина-катастрофа, опасность и переживание, паника и ужас надвигающейся смерти. Картина впечатляет и завораживает.

Люди в панике бегут и падают, оглядываясь на пожирающего все живое монстра. Черный дым окутал все и осыпает погибающий город вулканическим пеплом. Рушатся здания, раскалывается под ногами земля.

Люди в панике пытаются укрыться прямо посреди улицы, не зная куда бежать, и где есть спасение. Рукой прикрываясь от пламени вулкана, падая в отчаянии и пытаясь спрятаться, она бегут в неизвестном направлении, хватая детей, стариков, матерей. К женщина стоящей на одном колене прильнули испуганные дети, пытаясь найти спасения в материнских объятиях.

Вздыбились от страха лошади и в панике пытаются скинуть седоков. Многие люди обессилены, им помогают и поддерживают близкие, пытаясь помочь и быстрее спастись от смертельной лавы вулкана. Жрец, пытается спасти алтарь, падают статуи богов с крыш зданий.

Себя тоже художник написал на этой картине, в красных одеждах мужчина, пытающийся спасти предметы искусства. Посредине улицы лежит обессиленная женщина, над ней склонился ребенок, трогает ее руками, чтобы она поднялась и обняла его.

Выдающийся мастер исторических полотен и портретов, Карл Павлович Брюллов (1799-1852) — яркий представитель живописи романтизма, окрасившей эпоху первой половины XlX века. Его часто сопровождали эпитеты «Блестящий Карл», «Карл Великолепный», редко кому выпадала такая слава и признание современников. Получив художественное образование в России, Брюллов уехал совершенствовать живописное мастерство в Италию.

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории — извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э.). Всевластие слепого рока — излюбленная тема искусства романтизма. Гибель людей, их смятение и ужас перед надвигающимся крушением города переданы художником в интересной и сложной многофигурной композиции.

Театральной эффектностью поз и жестов, разнообразными выражениями лиц, развевающимися драпировками одежд живописец показывает весь драматизм сцены, однако, несмотря на надвигающуюся смерть, герои даже в страдании не теряют красоты и величия духа. В этом заключалась философия и эстетика романтизма. Живопись Брюллова с присущим мастеру упоением красотой формы и торжественностью яркого колорита способствует передаче патетического настроения разворачивающегося действа.

После исполнения этого монументального полотна художник получил европейскую известность. Переехав в конце жизни в Италию, он окончательно обосновался там и стал почетным членом Академий художеств в Милане, Фло­ренции, Болонье и Академии Святого Луки в Риме.

Поездка молодого русского художника Карла Брюллова в Италию в 1827 году стала значимой не только для самого мастера, но и для всей мировой живописи. Напитавшись впечатлениями от увиденного на месте разрушенного Везувием некогда процветавшего города Помпеи, молодой автор создаёт шедевр мирового изобразительного искусства, грандиозное полотно «Последний день Помпеи».

Картина создавалась в течение 3-х лет. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения. И наконец, его замысел был воплощён. В картине соединились мир надвигающейся опасности и то, как по-разному ведут себя люди перед лицом смерти.

Здесь молодой Плиний уговаривает упавшую на землю мать подняться и идти подальше от опасности. Далее сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его в безопасном месте. Тут же мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.

Здесь же христианский священник с божественными атрибутами. Он спокоен и бесстрашен перед надвигающейся опасностью. Слуга Бога смотрит на пылающие всепожирающим огнём небеса, разрушающиеся под огромной мощью статуи прежних идолов.

В глубине полотна значится языческий жрец, который в страхе пытается убежать и унести с собой священный жертвенник. В этом противопоставлении прослеживается мысль о значимости христианской веры, которая приходит на смену языческой.

На втором плане слева Брюллов рисует толпу беглецов, среди которых выделяется фигура художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.

На переднем плане холста изображена лежащая на земле женщина и оплакивающий её младенец. Символика данного изображения состоит в смене одного времени другим.

В замечательном полотне Карла Брюллова зритель находит ответы на вечные вопросы о предназначении человека, о его роли в мире и истории.