Анализ картины Карла Брюллова Портрет А. К. Толстого в молодости - Карл Брюллов
Анализ картины Карла Брюллова Портрет А. К. Толстого в молодости

Анализ картины Карла Брюллова Портрет А. К. Толстого в молодости

Картину “Портрет графа А. К. Толстого в юности” написал русский художник Карл Брюллов в 1836 году. Счастливый молодой граф с верным псом на охоте.

На полотне изображен Алексей Константинович Толстой – граф, егермейстер, знаменитый поэт. Его родители – граф К. П. Толстой и А. А. Перовская.

Воспитание юноша получил от дяди по материнской линии, с котором с детства жил в Москве в доме, где Брюллов создал эту картину.

Сильнейшему драматургу, одному из авторов Козьмы Пруткова, на момент написания портрета исполнилось 19 лет. Окончив учебу в университете, он заступил на службу в архив иностранных дел города Москвы.

Неудивительно, что художник написал Толстого именно в таком сюжете: охота была его любимым хобби. Даже в этом замершем мгновении видно, насколько легки его шаги, насколько пружинисты и бесшумны движения.

На графе – охотничий камзол, в руках – ружье, за плечом – баул для трофеев. Лицо и руки хоть и высветлены из темноты художником, вписаны и окаймлены очень мягко, мастерски. Учитывая, насколько кожа выделяется на темном фоне: она будто светлее воротника и манжет.

Портрет пышет аристократизмом: та же кожа, форма рук, пальцев, характерный вытянутый овал лица. Мягкие мазки, будто подсвеченные контуры, общая палитра, устремленный куда-то далеко по-настоящему юношеский взгляд, короткие мазки прически натурщика и, наконец, – величественный, всеобрамляющий пейзаж на заднем фоне – все это романтизирует героя портрета.

Но граф на охоте не один – в его сопровождающих преданный пес, что заглядывает в глаза хозяина, преисполненный верности и предвкушения охоты. Брюллов точно передал нюансы поведения животного. На лице охотника – радость, рожденная восхищением природой.

Этот портрет, пожалуй, единственный, где художник так полно изобразил русский пейзаж: елки, скупые ряды деревьев на болотце, кожей ощутимую сырость.

Полотно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.

Вся аристократия 18 века, повально увлекалась охотой. Это была некая забава, которая отвлекала от будничных мыслей. И потом в то время было много всякого зверья, которого можно было подбить. Граф Алексей Толстой был явно не исключением. И это при том, что он великолепно не только охотился, но и владел пером.

На полотне именно тот Алексей Толстой, который вскоре подарит России сразу несколько шедевров и среди них «Князь Серебряный». А на полотне он пока молод и беспечен и ещё пока не знает что ему уготована не долгая жизнь.

Увы, талантливые долго не живут.

Ну а пока перед нами юноша, который вышел на охоту. Сумка, ружьё и конечно же собака, всё при себе. А главное в глазах виден азарт. Но вот лицо какое-то слишком нежное и кажется что такой вот барин не смог б и муравья пристрелить… Но ведь как часто случалось что внешность была обманчива. А Толстой был страстным охотником. Ровно, как и отличным писателем.

Но всё же внешность во многом проигрывала. Нежные руки, нежное лицо, вот только взгляд чуть ироничен. А так видно по портрету, что он готов поймать свою удачу, свою дичь.

Азарт, видимо был присущ этому человеку. А как же иначе? Жаль только того, что так мало успел сделать этот человек. Кто знает, может быть, он смог стать великим писателем или поэтом. Хотя и так оставил весьма заметный след в русской литературе.

Но Брюллов нам именно таким сохранил этого замечательного человека и благодаря художнику мы помним его и таким вот молодым. Есть ещё портреты Алексея Толстого более взрослого, но вот этот кажется лучшим его портретом.