Гений русского романтического портрета Карл Брюллов написал картину «Гадающая Светлана» в 1836 году на сюжет поэмы В. А. Жуковского «Светлана». На полотне маслом изображена девушка, глядящая в зеркало.
Наивный мистицизм и сокровенность русского быта.
Любимец и баловень императора, никогда не знавший нужды и недостатка в похвалах публики, Карл Брюллов снискал известность после написанной им картины «Последний день Помпеи». «Гадающая Светлана» — следующее за этим шедевром полотно, более скромное, но и более глубокое.
Девушка, окруженная мягким сиянием свечи, резко выделяется на фоне полного мрака светлицы. Фигура ее облачена в старинный русский наряд: кокошник, яркий сарафан, исподнюю рубаху. На шее — два ряда жемчугов, сама девушка молода и румяна. Основываясь на сюжетную составляющую поэмы Жуковского, здесь изображена сцена святочного гадания. Героиня картины и поэмы Светлана напряженно, даже испуганно всматривается в свое отражение в фигурном зеркале, стремиться разглядеть там силуэт будущего суженого.
Символика отражения в эпоху романтизма имеет гораздо больше значения, чем кажется на первый взгляд. Сопоставление себя с потусторонним, тайным миром — это знаковая, отличительная черта картин того времени. Так и здесь Светлана с опаской и сомнением, но и с благоговейным трепетом смотрит самой себе, той, другой, в глаза. Порыв разгадать непознанное в себе, ожидание ответов на внутренние, зачастую конфликтующие со своим «Я», вопросы — вот основная мысль, которую художник попытался донести до потомков.
В общем и целом, национальный колорит картины, охристые, тёплые краски и четкие мазки дают ощущение проникновения в мистику и напряжение обряда гадания как части русского старообрядческого обихода.
Картина получила признание именно на волне популярности произведения Жуковского и признана одной из лучших в своем жанре.
Полотно выставлено в Нижегородском государственном художественном музее.
Традиция святочных гаданий очень стара. Она пришла еще из язычества, которое царило в древней Руси до того, как князь Владимир крестил ее. И даже после крещения суеверия никуда не ушли, просто слились с новой верой и утвердились так крепко, как одна только новая вера не закрепилась бы никогда.
Есть гадание на Святки, которое считается очень страшным и одновременно очень точным. Нужно взять два зеркала, большое и малое. Большое поставить перед собой, поставить по бокам свечи, и, произнеся нужные слова, выставить перед собой маленькое зеркало, чтобы образовался огненный коридор в глубине зеркал. По нему пойдет отражение, постепенно приближаясь, и нужно успеть разглядеть его лицо и опустить зеркало до того, как он подойдет вплотную.
Иначе может ударить по лицу и оставить родимое пятно, а то и вовсе утащить с собой.
Именно так и собирается гадать Светлана. На ней нарядное платье, кокошник и жемчужные бусы. Она принарядилась, как невеста – не всякий день встречаешь своего суженного, пусть пока только в отражении – и сняла нательный крест, который любая православная христианка должна носить не снимая.
Ведь если его не снять и не положить в носок под левую пятку, колдовство не сработает. Лицо у девушки напряженное. Она смотрит в свое отражение так, словно уже старается увидеть суженого – еще не подняв зеркала, не сказав слов.
Должно быть, ей страшно. Ведь колдующий и душу губить, и опасности себя подвергает, но любопытство куда сильнее страха. Зеркало выглядит старым и наверняка вытащено из бабушкиного сундука.
Свеча в старинном подсвечнике, горит ровно и ярко.
И кто знает, что может случиться в эту ночь? Может быть, и правда придет суженный, а может быть, явится рогатый черт и посмеется, стуча по зеркалу с той стороны. Вместе с девушкой зритель задается этим вопросом и невольно начинает нервничать.