Анализ картины Карла Брюллова Всадница - Карл Брюллов
Анализ картины Карла Брюллова Всадница

Анализ картины Карла Брюллова Всадница

Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма свежую струю романтизма. Произведения художника отмечены утверждением чувственной красоты человеческого тела, драматической экспрессией образов, тонким психологизмом.

Картина «Всадница» написана по заказу графини Ю. П. Самойловой и изображает ее приемных дочерей. Главное место в полотне принадлежит движению. Старшая из сестер — Джованнина — резко останавливает разгоряченного вороного коня, но сама остается невозмутимо спокойной (именно этот момент современники поставили в укор мастеру).

Стук копыт и задорный лай пса, сопровождающего девушку на утренней прогулке, заставили выбежать на террасу ее младшую сестру Амацилию, образ которой решен более живо и блестяще передает непосредственность маленькой девочки. Композиция портрета-картины отличается четкой геометрической уравновешенностью, а изысканный колорит придает всему произведению парадный характер.

На портрете изображены дочки знаменитого итальянского композитора Джованни Пачини. Написана картина Карлом Брюлловым во время жизни в Италии, по просьбе графини Юлии Самойловой, приемной матери девочек.

Эта работа стала новаторской и привлекла внимание критиков. Так, раньше верхом на конях изображали только военных или правителей. Джованина Пачини стала первым обычным человеком (более того – девушкой!), которого художник изобразил на лошади. Кроме этого, автор выбрал необычную для портретного жанра композицию – треугольник, устремленный вершиной вверх. Такое расположение деталей свидетельствует о динамизме сюжета и стремлении вперед.

На первом плане юная девушка, которая возвращается с верховой прогулки. Создается впечатление, будто секунду назад ее конь мчался галопом, а потом резко остановился, подчиняясь воле хозяйке. Но инерция, заданная движением, еще прослеживается: конь встал на задние копыта, ржет и недовольно раздувает ноздри. Зато девушка остается совершенно бесстрастной – выражение ее лица настолько отстраненное, будто она сидит на стуле, а не на гарцующем, бьющем копытом жеребце.

Одежда ее изыскана и соответствует моде того времени: длинное белое платье, голубая амазонка с пышными рукавами и шляпка с легкой зеленой вуалью.

На заднем плане виден большой каменный дом. На крыльцо выбежала младшая сестренка Амалиция. На ней короткое розовое платье и панталончики – она совсем еще ребенок. Своими маленькими ручками девочка держится за перила, а в ее взгляде читается восхищение сестрой. Вместе с малышкой на крыльцо выбежала борзая – судя по преданному взгляду, эта собака принадлежит девочке. У Джованины тоже есть свой пес – он радостно встречает ее, крутясь внизу и рискуя попасть под копыта жеребца. Его расположение добавляет двухмерному полотну глубины.

«Всадница» – картина русского художника Карла Брюллова, написанная в 1832 году по просьбе графини Юлии Самойловой. Даже на ошейнике собаки художник изобразил фамилию Самойловых. Впервые картина была выставлена в 1832 году в галерее Брера в Милане. Далее полотно находилось у самой графини до ее разорения в 1972 году, когда картину продали.

В 1896 году «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи. Сначала предполагалось, что на холсте изображена графиня собственной персоной, но искусствоведы, изучив более поздние полотна Брюллова, смогли доказать, что это не так. На картине изображены Джованина и Амалиция Пачини – воспитанницы графини Юлии Самойловой. Художник назвал свою картину «Джованин на лошади». В Италии есть гравюры этой картины, которые считаются портретом певицы Малибран, которая достаточно знаменита и приходится сестрой Полине Виардо.

Картина передает сцену прогулки. Запечатлен момент возвращения домой, когда Джованин подъезжает к крыльцу верхом на вороном коне. Композиция Брюллова «Всадница» наполнена динамизмом – все в ней находится в движении, замер буквально на секунду, для того, чтоб художник смог запечатлеть. Конь вороной бьет копытом, разгоряченный после прогулки, а собака, с именным ошейником, бросается ему под копыта, радостно встречая Джованин. На полотне также изображена маленькая сводная сестра Джованин – Амалиция. Одета она в розовое платьице и зеленые туфельки. Но больше всего привлекает внимание ее восторженный взгляд, каким она смотрит на свою сводную сестру Джованин.

Картина полна радости от встречи после недолгого, но все-таки отсутствия. От наблюдения за ней, замирает дух и зритель будто сам окунается в эту радостную атмосферу, изображенную на полотне русского художника Карла Брюллова, который смог так искренне и честно передать атмосферу, царившую на тот момент в поместье графини.