Игорь Эммануилович Грабарь написал картину «Светлана» в 1933 году, в возрасте 62 лет. Единственное, что доподлинно известно об этом портрете – художник написал его за один день, а установить личность модели до сих пор не смогли.
Конечно, ходили слухи, что изображена дочь Сталина – Светлана Иосифовна Аллилуева, тем более, об этом могли свидетельствовать темные вьющиеся волосы натурщицы. Но нельзя сказать, что портретное сходство очевидно: скорее, Игорь Эммануилович передал собирательный образ, не ставя перед собой задачи изобразить конкретного человека.
Так или иначе, эта репродукция висела во многих домах в то время, по свидетельству современников. Люди, близкие к миру политических интриг, говорили, что этот портрет спас Грабаря, тесно дружившего с семьей Троцкого.
Но не будем заострять внимание на политической подоплеке картины (она, несомненно, была). Посмотрим на образ девушки, изображенной на ней: перед нами темноволосая незнакомка не старше 20-25 лет, с улыбкой и прямо смотрящая на зрителя. На Светлане теплое пальто с меховой опушкой и легкий шарф в тон ему, ближе к талии одежда затушевывается и сливается с фоном.
Сам задний план картины представляет собой расплывчатый фон без каких-либо деталей. Таким образом, все внимание приковывается к лицу модели. Ее губы тронуты алой помадой, а брови и ресницы черны от природы, широкие скулы и пухлые щеки обрамляются локонами. Если приглядеться, видна асимметрия глаз и бровей: художник не стремился приукрасить модель, кем бы в реальности она ни являлась.
И уже почти век с полотна Игоря Эммануиловича смотрит незнакомка чуть прищуренным и требовательным взглядом. И до сих пор искусствоведы стараются установить личность натурщицы, благо время написания картины и имя девушки предоставляют возможность для фантазий.
Игорь Грабарь родился в семье общественного деятеля, в г. Будапешт. Из-за открытого конфликта с местной властью, отец будущего художника вынужденно вывез свою семью в Россию.
Общественное положение отца позволило мальчику получить замечательное образование: сначала юридическое, а потом художественное в питерской Академии Художеств.
Жизнь в «определенных кругах» дала Грабарю возможность принимать участие не только в России, но и в многих заграничных художественных выставках.
Октябрьская революция не внесла существенных изменений в творчество автора. Он писал много пейзажей и иных композиций, в том числе «придворных».
Кроме этого, Грабарь успевает заниматься активной искусствоведческой деятельностью и с 9012г. официально назначается распорядителем Третьяковки.
Все это позволяет ему не просто быть знакомым, но и дружить со многими политическими деятелями прошлого века. Так в его друзьях появляется жена Троцкого – Наталья Седова.
Когда начались репрессии с приходом Сталина, Грабарь оставил все политические посты и снова начал много рисовать. Именно в это время появился портрет молодой девушки «Светлана». Даже сейчас эта картина покрыта ореолом тайны, потому что точно неизвестно кто именно на ней изображен.
Портрет пользовался большой популярностью у ценителей. Ходил миф о том, что на картине дочь Сталина, которую звали Светлана. Опровергнуть или подтвердить эту версию доподлинно нельзя, так как Светлану никто никогда не видел, фотографий ее нет.
Естественность позы, проникновенность юного взгляда, спокойствие улыбки – все это передано художником с помощью серых тонов окружающего девочку фона.
Сам Грабарь был влюблен в этот портрет. Работал вдохновенно и написал «Светлану» за один день. Нежное отношение Грабаря к девочке прослеживается в каждом мазке.