Описание картины Федора Бруни Моление о чаше - Анализ картин
Описание картины Федора Бруни Моление о чаше

Описание картины Федора Бруни Моление о чаше

Картина была написана в Риме между 1834 и 1836 для церкви в имении сенатора Г. Н. Рахманова в селе Бобрик Сумского уезда Курской губернии. Эта работа художника была чрезвычайно популярна у его современников. Она была повторена в 1836 для алтаря церкви ИАХ и в 1846 по заказу Николая I для наследника, неоднократно копировалась другими авторами, с нее были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе “Утренняя заря” и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова.

Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его “Моление о Чаше” изображает Христа, полного скорби и признания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств.

Эта картина по праву считается лучшей из изображений Федора Антоновича Бруни на религиозную тему. Художник работал над ней на протяжении почти двух лет. Строгая цветовая палитра, виртуозное владение кистью, четко выверенная композиция – все это позволило мастеру полностью раскрыть тему жертвенности и одиночества.

Известный библейский сюжет: в последнюю ночь перед арестом Иисус Христос пришел вознести молитву в Гефсиманский сад, уже зная, что ждет его утром. Он опускается на колени рядом с большим камнем. Закончена первая молитва и в небе перед ним появляется чаша, символ предстоящих страданий, из которой он должен испить добровольно. Золотистый неземной свет исходит от нее, окутывая одинокую фигуру Спасителя мягким свечением, отделяя его от окружающей действительности.

Все вокруг растворяется в ночной темноте, но под льющимся светом ярче становятся пурпурные, ярко-розовые и красные оттенки хитона, глубокими синими полутонами мерцает ткань в глубоких складках плаща, спадающего с плеча.

Иисус поднимает к чаше вопрошающие глаза, пока еще полные тревоги и страха, ожидая ответа на свою молитву. Лицо его печально, но отчаянье отступает, вера и покой уже возвращаются к нему. Иисус знает о своей мученической смерти и готовится смиренно принять божью волю. Хрупкие руки спокойно лежат на камне, и становится видно, что Христос достиг внутреннего спокойствия и перестал страшиться испытаний. Все замерло, только бледная заходящая луна напоминает, что жизнь продолжается и скоро наступит утро.

Картина «Моление о чаше» была написана русским художником итальянского происхождения Ф. А. Бруни в Риме для церкви в имении сенатора Г. Н. Рахманова. В основу картины легли религиозные мотивы. Чтобы сделать цветовую гамму более насыщенной и выразительной, автор использовал масляные краски.

Холст выделяется нестандартным размером, что, возможно, отсылает нас к высоким витражам христианских храмов. На нем Иисус Христос стоит на коленях перед священной чашей. Он уже знает, какие страдания ждут его впереди и какой

мучительной казни он подвергнется. Полное скорби лицо и покорно сложенные одна на другую ладони освещены золотыми отблесками, несмотря на сумрак, царящий вокруг.

Одежда выкрашена в чистый алый цвет, что так же выделяет ее на фоне окружающей темноты. Иисус – словно свет во мраке, мессия, последняя надежда погрязшего в собственных грехах мира, и автор подчеркивает это многочисленными художественными приемами.

В свою очередь чаша, в отличие от центральной фигуры картины, изображена не так четко. Она призрачная, дарующая едва уловимый свет. Для Иисуса единственной надеждой остается осознание его предназначения, которое поможет ему принять и тяжелую судьбу, и предательство одного из учеников.

В своей картине Бруни использовал множество техник академического рисунка и добился целостной, правильно построенной композиции. Картина стала настолько знаменитой, что несколько раз ее перерисовывали другие великие мастера. Повторение этого произведения искусства до сих пор находится в церкви Академии художеств.

На картине нет ни одной случайной детали, все они подчинены одному замыслу. За спиной Спасителя сухая терновая ветвь, символизирующая смерть, но впереди – живой зеленый плющ, символ вечной жизни. Пробивается молодая трава, рассказывая нам о воскрешении.

Картина поразила современников художника, ее неоднократно пытались повторить. Несмотря на трагичность сюжета, мы уходим от нее с ощущением веры и светлой надежды в душе.