Описание картины Федора Алексеева Троице-Сергиева лавра - Анализ картин
Описание картины Федора Алексеева Троице-Сергиева лавра

Описание картины Федора Алексеева Троице-Сергиева лавра

В 1800 году Ф. Я. Алексеев получил задание от Павла I создать ряд картин с видами Москвы. Исполняя поручение императора художник поехал в Москву с двумя учениками. Алексеев к тому времени уже был признанным художником-пейзажистом, мастером ведуты (городского пейзажа), академиком Императорской академии художеств.

В Москве Алексеев пробыл 1,5 года, создав за это время множество холстов и акварельных этюдов города и его окрестностей. Вернувшись в Петербург художник имел большой успех со своей московской серией. Заказы на копии картин ему делали даже члены императорского семейства.

Большая папка с акварельными этюдами Алексеева и его учеников была передана после его смерти наследниками в Эрмитаж. Среди этих работ был и набросок Троице-Сергиевой лавры. Рисунок и сейчас хранится в запасниках Государственного Эрмитажа.

Лавра всегда считалась крупнейшим оплотом российского православия. Этот мужской монастырь, основанный в XIV веке в Сергиевом Посаде, имеет богатую историю. В нем хранятся мощи Сергия Радонежского и других святых. Монастырь участвовал в борьбе против татарского ига, противостоял полякам в период Смутного времени, поддержал Петра I во время его борьбы с царевной Софьей. На территории монастыря находится некрополь семьи Годуновых и захоронения других важных для российской истории деятелей.

На эскизе Алексеева монастырь изображен таким, каким был в начале XIX века до наполеоновского нашествия и большой перестройки, затеянной в XIX веке. Мы видим под ясным голубым небом зеленый двор с шумящими деревьями. Под святой монастырской сенью царит покой и тишина. С правой стороны художник изобразил купола Успенского собора и изящную колокольню XVIII века. Вдали виднеется белокаменный Свято-Троицкий собор — самое древнее сооружение лавры. Он был построен в XV веке. Перед ним в тени деревьев видна Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов, так же постройки XV века. Слева расположилась Трапезная палата и Храм преподобного Сергия. Зеленый двор пересекают множественные тропки. Троице-Сергиева лавра всегда была почитаема правителями России и простыми паломниками.

Алексеев – русский художник-пейзажист, известнейший русский мастер городского пейзажа, фактически первый среди русских живописцев. До этого художники больше воспевали природу. её красоту и завершенность – Алексеев же запечатлевал города, как места, которые способны рассказать о людях гораздо больше, чем они знают сами, больше даже, чем некоторые портреты. Начинал он с того, что писал декорации. Но со временем стал знаменит, и писал даже по заказу императора.

«Троице-Сергиева лавра» – его работа, написанная для души, в его обычной внимательной, осторожной и трепетной манере. Он словно снял с реальности мерку и приложил её к картине – запечатлел одно место и на его холсте, оно осталось неизменным на много лет.

Троице-Сергиева лавра – мужской монастырь, крупнейший в России, не подчиняющийся местной епархии, а находящийся под личным надзором патриарха. Во многие годы принимал живейшее участие в жизни страны – например, монахи лавры противостояли сторонникам Лжедмитрия в Смутное Время.

На картине же. впрочем, не осталось следов тех лет. Напротив, она кажется очень светлой – высокие купола, увенчанные крестами, белые стены, традиционная церковная архитектура, небольшая аллейка, к которой стекаются протоптанные дорожки. Небо высокое, как потолок храма. Золотой свет солнца заливает лавру и наполняет её предчувствием хорошего. В этом свете трава на картине похожа на воду – кажется, если бы по тропинке шел монах, оступившись, он замочил бы ноги.

При взгляде на картину чувствуется, что изображенное на ней место было для художника святым. Он выписал его в светлых тонах, бережно, так, словно боялся не суметь перенести некий дух на бумагу, лишить место света, оставив его пустым и мертвым.

Но этот страх не оправдался. Свет остался на картине, и пребудет с ней навсегда.