Описание картины Александра Брюллова Портрет Н. Н. Пушкиной - Анализ картин
Описание картины Александра Брюллова Портрет Н. Н. Пушкиной

Описание картины Александра Брюллова Портрет Н. Н. Пушкиной

Картину “Портрет Н. Н. Пушкиной” написал русский художник Александр Брюллов в период конца 1831 – начала 1832 годов.

Портрет юной и прекрасной жены поэта, самый необычный во всех смыслах.
На момент написания портрета Наталье Николаевне было всего девятнадцать лет, но, несмотря на это, она уже находилась в положении, о чем говорят многие источники.

На полотне Брюллова жена Александра Сергеевича – невероятная красавица. На ней нежное персиковое платье с обильным количеством рюшей и рукавами-фонариками. Три аккуратных банта украшают открытую зону декольте. Очень узкая талия, которой можно добиться только корсетом, переходит в пышную юбку.

В ушах Натальи Гончаровой – бриллиантовые серьги, на лбу – ферроньера из той же коллекции. Аккуратная, но модная на то время прическа отражает дух пушкинских времен. Присмотревшись к лицу Натальи Николаевны, можно заметить, как точно и без прикрас передал ее очертания Александр Брюллов. Ее большие карие глаза посажены близко друг друга. Они косят, но этот деликатный момент художник очень аккуратно передал на холст совершенно не скрывая дефект.

Взгляд Натальи Гончаровой, несмотря на юный возраст, глубокий, даже немного грустный, осознанный, но будто виноватый. Очень интересное сочетание детского личика и взрослого взгляда передает художник бумаге. Это единственный портрет жены Пушкина, который был написан при время жизни первого супруга.

У Натальи Николаевны не один портрет, но именно этот отличается тем, что сделан в анфас, так как в основном ее писали в профиль. К тому же, едва ли когда ее писали столь юной.

Плюс ко всему, этот портрет Гончаровой – единственный, который выполнен акварельной техникой; это делает его особенно ценным. Сейчас картина хранится в Государственном музее Александра Сергеевича Пушкина.

Жена поэта. Друзья и родные Пушкина восхищались юной Натальей Николаевной. Находили ее в “высшей степени очаровательной, красивой, изящной и умной” . Свои чувства к жене поэт выражал большей частью в письмах. В сентябре 1833 года из Нижнего Новгорода и Оренбурга он писал ей: “… я все еще люблю Гончарову Наташу, которую заочно целую куда ни попало. Addio mia bella, idol mio, mio bel tesoro quando mai ti rivedro. …

Мне тоска без тебя, кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не написав. Да нельзя, мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж”.

Акварель А. П. Брюллова является единственным известным портретом Натальи Николаевны, созданным при жизни Пушкина. 8 декабря 1831 года поэт писал ей из Москвы: ”Брюллов пишет ли твой портрет?”. Несомненно об этом портрете писал Пушкин жене 30 июля 1834 года из Петербурга в Полотняный завод: “Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым. Смотри”.

Портрет хранился в семье Пушкиных, а с 1844 года Пушкиных-Ланских. После смерти Натальи Николаевны он находился у ее детей. В 1927 году внук Н. Н. Пушкиной-Ланской, П. И. Арапов, передал портрет в Пушкинский дом, откуда поступил во Всесоюзный музей А. С. Пушкина.

Портрет Натальи Николаевны Пушкиной (урожденной Гончаровой) работы кисти Александра Павловича Брюллова – пожалуй, одно из самых знаменитых изображений этой пленительной светской красавицы. Долгое время картина эта хранилась в семье писателя, и лишь в двадцатом веке была передана в музей его памяти, где ее можно наблюдать ныне.

Композиция этой воздушной акварели проста: Наталья Николаевна изображена в белом бальном платье чуть ниже пояса. Никакие детали заднего плана не отвлекают от созерцания ее фигуры, фоном модели служат только завитки воздуха или облаков, только подчеркивающие ее неземную прелесть.

Белые, светло-серые и нежно-кремовые тона преобладают, они только слегка разбавлены отдельными яркими деталями, вроде длинных серег с синими камнями в ушах красавицы. Тем сильнее заметны темные волосы и пронзительно-карие глаза Пушкиной. Ее локоны уложены в высокую прическу, что позволяет свободно любоваться красивым очерком лица, стройной шеей и белыми полными плечами.

На портрете – замужняя женщина, но она кажется юной, игривой как девочка. В лукавом взгляде заметна насмешка, проказа. Как писал об этом изображении сам Александр Сергеевич Пушкин в письме к своей супруге: «Целую твой портрет, который что-то кажется виноватым». В самом деле, и поза, и наклон головы, и выражение лица модели, прекрасно переданные Брюлловым, говорят зрителю не о степенном достоинстве. Эта молодая кокетка кажется готовой сейчас упорхнуть в вальсе с подходящим кавалером.