Необычная картина Остров мертвых, которую изобразил швейцарский художник Арнольд Беклин в нескольких вариантах, принесла автору огромную известность. Живописец увлек всю Европу своим талантом писать картины о придуманном, таинственном мире. Он уходил от реальности в своих полотнах, изображая мистические образы и мифические ситуации.
Родился Арнольд Беклин 16.10.1827 г. в Швейцарии, в г. Базеле, в семье известного в те времена купца. В семье было трое детей, и Арнольд был младшим. В период с 1845г. по 1847 г. Арнольд Беклин проходил обучение в Академии художеств Дюссельдорфа. Учителем живописца был пейзажист И. Ширмер, который оказал существенное влияние на замыслы молодого художника. Затем, для поиска идей и изучения европейского искусства Арнольд Беклин отправился путешествовать. Он много ездил по Швейцарии, посетил Нидерланды и Францию. В 1850 г. живописец уехал в Рим, где провел 7 лет, занимаясь искусством. Там же он и женился, в 1853 г. на итальянской девушке Анджеле Паскуччи. У них родилось 14 детей, однако восемь из них скончались во младенческом возрасте.
С 1860 по 1862 годы работал в Академии художеств в немецком городе Веймаре. Арнольд Беклин проживал некоторое время в Мюнхене, затем в Готтингене, далее перебралcя во Флоренцию. Во всех многочисленных переездах художника сопровождала семья, а жена была лучшей и любимой натурщицей.
Последние годы Арнольд Беклин работал в Базеле, а также во Флоренции, в городе Фьезоле. Умер художник 16.01.1901 в Италии в Сан-Доменико-ди-Фьезоле на 73 году жизни.
Основу этой картины составляют древние мифы, повествующие о последнем пристанище мертвых героев и тех, кого любили боги. Они покоятся на одиноком острове, затерянном от человеческих глаз. Берега острова омываются водам подземной реки, имеющей кристально чистые воды с зеркальным отблеском. На картине видно, как лодочник переправлять одного из усопших в место его вечной жизни.
В центре острова возвышаются к небу кипарисы. По мнению художника, они должны символизировать скорбь и траур, сопутствующие каждой смерти.
Подобно им, и душа усопшего возвышается на краю лодки в белых одеяниях, так резко контрастирующих с окружающим фоном. Само небо плотно закрыто темными, местами свинцовыми тучами, которые в любой момент готовы обрушить вниз множество литров воды.
В зеркальной воде почему-то не отображаются ни лодка, ни сидящие в ней люди. Может быть, художник тем самым демонстрирует, что усопшие полностью вычеркнуты из мира, и поэтому даже воды не показывают их простым смертным.
Размеры острова по какой-то причине слишком малы. Возможно, все потому, что и героев, и любимчиков богов не так много, чтобы существовала необходимость для большой площади их места проживания.
Стоит отметить, что представленная на картинке репродукция является лишь второй версией произведения. Всего Беклин создал пять различных вариантов «Острова мертвых», отличающихся друг от друга набором основных цветов (есть более светлые, а также «теплые» версии), но и всей композицией. В большинстве своем остров меняет очертания: на одном из полотен кипарисы «забрались» на крышу строения, на другом – дом напоминает романский стиль архитектуры, в третьем же варианте отверстия, выдолбленные в скале, больше похожи на склепы простолюдинов. То же самое касается и неба: где-то оно темное, бушующее; а на втором полотне оно радует утренними красками. Лишь фигура умершего остается неизменной.
6 вариантов картины «Остров Мертвых»
Картину «Остров мертвых» Арнольд Беклин написал 6 раз. В каждом варианте произведения художник создавал новый сюжет, придерживаясь основного принципа композиции, изменяя лишь размеры и световые оттенки. На всех вариантах картин Остров мертвых Арнольд Беклин изобразил:
небольшой остров, окруженный скалами с двух сторон;
высокие кипарисы внутри острова;
спокойную, темную водную гладь;
лодку, приближающуюся к берегу острова;
две фигуры в лодке: одна работает веслами, вторая, одетая в белые одежды, скорбно стоит;
на лодке перевозят прямоугольный ящик, напоминающий гроб.
Основная идея картины Арнольда Беклина «Остров мертвых» – изображение мифа о последнем пристанище душ, которых любил Бог. Водная гладь, по которой скользит лодка – это река Ахерон, а гребец на веслах – Харон, провожающий души на Остров мертвых. Кипарисы считались в Европе траурными деревьями. Их часто высаживали на кладбищах. На картине эти деревья изображены, как олицетворение траура и скорби.
Вариант 1
Первую версию картины «Остров мертвых» Арнольд Беклин написал весной 1880 во Флоренции. Она предназначалась А. Гюнтеру – меценату и покровителю художника. Однако, мастер так и не передал работу заказчику, оставив ее себе. На полотне изображена лодка, плывущая к Острову мертвых в ночное время. Темно-серое небо печально и холодно опускается над слабо освещенными, безжизненными скалами. Размер холста 111х115 см. Хранится оригинал картины в Художественном музее города Базеля.
Вариант 2
Второй вариант произведения «Остров мертвых» был написан также в 1880 г. по заказу М. Берна, похоронившей мужа. Женщина захотела увековечить скорбь по первому супругу, предложив Арнольду Беклину нарисовать на веслах женскую фигуру. Автор согласился написать еще раз такую же работу. Он не так давно похоронил маленькую дочь, поэтому страдания о ребенке наложили отпечаток на произведение.
Вариант 3
Третья версия «Острова мертвых» была создана Арнольдом Беклиным на заказ в 1883 г. Заказчиком выступил Ф. Гурлитт, торговый агент и коллекционер. На картине в этот раз появились инициалы автора А.В. Изображено светлое, холодное утро.
Кипарисы сгибаются от ветра. Небо покрыто серыми тучами, сквозь которые видны небольшие голубые проблески. Все та же лодка, фигура в белом одеянии и лодочник на веслах. Работа написана на деревянной доске 80х150 см. Сейчас находится в Берлинской галерее.
Вариант 4
Четвертый вариант картины «Остров мертвых» Арнольд Беклин написал в 1884 г., находясь в затруднительном финансовом положении, и продал барону Г. Тиссену. Работа сгорела во время бомбардировки банка в Роттердаме в годы войны.
Известно, что размеры работы были 81х151см. Существует лишь черно-белая фотография шедевра, на которой Остров мертвых изображен в светлое время суток, как и в третьем варианте.
Вариант 5
Пятая версия картины «Остров мертвых» была создана Арнольдом Беклиным по заказу Музея искусств в Лейпциге, в 1886 г. Лодка почти вплотную подошла к Острову мертвых. Фигура в белом застыла в легком поклоне. Нарисован вечер, сумерки. Хорошо освещены лишь края скал. Внутри острова – темнота и скорбь. Произведение написано на доске 80х150 см. Хранится в Лейпциге, в Музее искусств.
Вариант 6
Шестой вариант картины создавался Арнольдом Беклиным в последний год жизни. Художник работал над шедевром вместе с сыном Карло. О размерах произведения искусства сведений нет. Известно, что выполнено оно на доске, маслом. Шестая версия «Острова мертвых» – это частная собственность.
Изображена глубокая ночь, спокойная река, небо в тучах, и лодка с фигурами, сопровождающими гроб к последнему приюту. Ясно виден остров внутри. Хорошо просматриваются высокие, траурные кипарисы. В скале справа наблюдается некое архитектурное строение. Возможно, это склеп для погребения усопших.
Известные ценители шедевров
Многие известные личности ценили шедевры, написанные рукой Арнольда Беклина. Например:
Почитателем шедевра «Остров мертвых» был В.И. Ленин. Он даже возил с собой репродукцию в ссылку.
Известно, что третью версию произведения купил в 1933 г. А.Гитлер – ценитель работ Арнольда Беклина.
Работы Арнольда Берклина высоко ценил З. Фрейд. Картина «Остров мертвых» занимала почетное место в его кабинете.
Сергей Рахманинов вдохновился шедевром «Остров мертвых» и создал симфоническую композицию с одноименным названием.