Анализ картины Николая Рериха Святой остров - Николай Рерих
Анализ картины Николая Рериха Святой остров

Анализ картины Николая Рериха Святой остров

На картине Николая Константиновича Рериха «Святой остров» изображен крутой неприступный скалистый берег одиноко стоящего острова. На вершине, на дальней от зрителя стороне величественного утеса, возвышается несколько отдельных деревьев. Это высокие тонкостволые сосны тянутся к небу, но и они кажутся скромными и незначительными на фоне суровой строгости природы.

В 1915 году Рерих с семьей уезжает из Петербурга в небольшой городок в Карелии (Сортавала), где проходит курс лечения. Здесь он создает цикл картин, посвященных Финляндии. «Святой остров» — одна из них. В ней воссоздан образ абсолютной тишины и молчания — состояния, характерного для суровой природы Финляндии, которую Рерих глубоко и искренне любил.

Изображенная на картине местность реально, это один из островов Валаама, который носит название «Святой». Окруженный водами Ладожского озера, уединенный утес величественно вырисовывается на фоне неба. На картине изображение его довольно символично. Стоит присмотреться, чтобы заметить, как трещины скальной породы образовывают необычный узор: утес острова состоит из фигур чернецов в капюшонах. Каменные монахи выстроились в ряд, их стилизованные гигантские фигуры, вытянувшиеся между небом и водой, грустно и торжественно взирают вниз.

Незначительной, по сравнению с превалирующей на рисунке громадой скалы, кажется небольшая утлая лодка в нижнем правом углу. Словно короткая черточка на озере. В лодке, склонив головы в покорном поклоне, две человеческие фигурки, осененные нимбами святости. К Святому подплывают двое святых, чтобы взойти на него.

Картина выполнена в желто-синих тонах, и только закатное солнце обозначено яркой, тревожно-красной, полосой.

Центр картины – остров. Он занимает 70 % изображения, как бы подавляет все, что присутствует кругом, приковывает внимание. Стоит уделить время, чтобы разглядеть эту ключевую фигуру полотна со всем вниманием, какого она заслуживает. Вдуматься в символику, заложенную в сюжет художником.