Саврасов верен себе. Пейзажи в его исполнении самые красивые и достоверные. Кто бы мог подумать, что в Сокольниках, вот в этой грязи, когда-нибудь будут возвышаться высотные дома и проходить асфальтированные дороги? Вот перед нами Сокольники, которые были когда-то. И тот самый Лосиный остров, в котором ещё водятся лоси, а не как сейчас – одно название.
Пейзаж «Лосиный остров в Сокольниках» Алексея Саврасова уже далек от классицистических канонов, которыми руководствовались русские пейзажисты еще в середине XIX века. Перспективная диагональ, идущая по краю густого массива соснового леса, да и сами перепады природного рельефа привлекают взгляд то к переднему, то к дальнему плану, нарушая прежнюю их иерархию, основанную на строгой последовательности. Предстающий на картине ландшафт воспринимается как подлинный, вполне досягаемый. Недаром один из критиков, увидевший картину на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), отметил, что пейзажист сумел «так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы».
В собрании Третьяковской галереи находится одноименный эскиз к картине («Лосиный остров в Сокольниках», 1869). Их сопоставление наглядно показывает принцип работы, ставший важнейшим для Саврасова, – сохранить естественность восприятия живописного образа, возможную лишь при изначальной и продолжительной работе на пленэре. Есть между эскизом и картиной и разница. Почти не изменив композицию, художник делает ее в итоге более масштабной, отдаляя точку зрения на вид и усиливая резкость освещения. При этом он сохраняет оживляющие пейзаж детали, тщательно выписывая травы и мертвые коряги на первом плане, а также фигурки животных, пасущихся вдалеке на лугу. За эту работу Саврасов получил первую премию на конкурсе МОЛХ, и ее приобрел П. М. Третьяков, в коллекции которого вскоре оказалось знаменитое полотно «Грачи прилетели» (1872) и другие произведения, созданные в период расцвета творчества художника.
И ведь тут живописец неприменул поиграть со светом. Небо явно грозовое, тучи такие, что не ровен час громыхнёт сверху и пойдёт ливень.
Коровам может и в радость под небесной водой помыться, но пастухам мокнуть не сильно хочется и видно, что стадо тучно стоит, не разбредается. Но что самое красивое, что именно стадо пока ещё освящено солнцем, а лес постепенно покрывается тёмными сумерками. На переднем плане, кстати, видны мостки через канаву. Кажется, скоро и они утонут в ливневой воде. Да и грязи прибавится как же без этого…
Не каждому удаётся передать настроение пред грозовое или такое состояние, когда вот-вот что-то случится. Но вот Саврасов сумел в этом полотне именно создать настроение грозы, ощущение неминуемого каприза природы. А самое главное, кажется, что нагнетание неба давит, давит не только на наше восприятие, но и на тот же сосновый бор, который стоит уже наполовину тёмный от туч. Но всё же свет пробивается к деревьям и пытается светить туда, это ж ненадолго – вон какие тучи по небу бегают. Тут пастухам главное не зазеваться и успеть хотя бы в лесу коров припрятать, а то мало ли что может случиться.
Всё-таки не зря считается, что именно Саврасов является родоначальником русского пейзажа. Это у него учились Коровин и Левитан, это он создал самую известную картину «Грачи прилетели», которую готовы купить за небывало большие деньги, и которая принесла мировую славу художнику.