Работа Александра Бенуа «Летний сад при Петре Великом» создана в 1902 году. Техника написания — акварель.
Жанр произведения — историческая живопись, открытка.
Бенуа изобразил сцену из XVIII века: Пётр Великий со свитой в Летнем саду.
Пётр I как реформатор ввёл для подданных обычай гулять по вечерам в садах «для променаду». Подданные были ленивы, и императору пришлось припугнуть не желающих совершать вечерний променад Тайной канцелярией. Со страху все стали прогуливаться в прекрасном Летнем саду, где бывал и Пётр. Тайная канцелярия была, конечно, преувеличением: к опоздавшим на прогулку применялось шуточное наказание, что тоже было неприятно.
Композиция диагональная, передающая движение. Диагональ задаёт зелёная изгородь, уходящая в перспективе.
Зритель видит общество Петровского времени в соответствующих нарядах. Костюмы прописаны тщательно, как для театральной постановки. Вся компания изображена со спины.
На первом плане изображены карлики со шпагами. Их четверо, один — в полуобороте к зрителю, развернулась и карлица, смотрящая на обезьянку. Справа элегантный придворный в серо-голубом камзоле, перед ним идёт дама с кавалером. Слева рабочий с лопатой, снявший шляпу перед императором и его свитой.
Средний план — фигура самого Петра, по бокам его царедворцы. Один из них, справа, с преувеличенным вниманием и трепетом слушает императора. Другой, слева, держится с царём свободно, как товарищ. Вероятно, это Меньшиков. Пётр указует перстом в сторону зелёной изгороди и что-то объясняет. Высоко вздымается фонтан.
На заднем плане виднеются гипсовые скульптуры, фигурки рабочих, широкая стена зелёной изгороди и вечернее небо.
Цветовая палитра произведения включает жёлто-коричневые и зелёные тона, передающие краски ранней осени. Жёлто-зелёная листва, золотистое закатное небо, светло-жёлтая от солнца площадь сада, охристый и коричневый цвет в костюмах — всё гармонично сочетается. Эту гамму разбавляет серо-голубой цвет в одежде персонажей картины, что устраняет цветовую монотонность.
Свет в картине мягкий, вечерний, он струится с запада и заливает Летний сад. На картине он падает слева. Заходящее солнце высвечивает арки в зелёной стене, золотит её верх. Широкая тень от изгороди занимает чуть не половину парка. Длинные отчётливые тени прогуливающихся людей вытягиваются на земле. Просторное небо светлее слева, над изгородью, за которой скрывается закатное солнце. Насыщенность картины светом придаёт ей позитивность.
Идея произведения. Реконструкция сцены из эпохи реформ Петра подчёркивает положительное значение установленного императором правила гулять в Летнем саду, который для многих поколений петербуржцев стал любимым местом отдыха.
«Летний сад при Петре Великом» Александра Бенуа — картина-открытка, созданная, чтобы привлечь взгляд зрителя приятным сюжетом и вызвать хорошее настроение. Мастерство художника даёт зрителю явственное представление о Летнем саде XVIII столетия.
Царь-батюшка, реформатор России Пётр Алексеевич Романов придумал для своих подданных забаву. А точнее, что-то вроде наказания. Не привыкли местные дворяне к променаду. И как не выгонял он их из дому первое время никак не получалось привить эту привычку – гулять по вечерам в парках да садах. И вот тогда уже став императором российским Пётр Первый издал указ, что «ежели кто совершать променад вечерний не будет, то с тем будет говорено в Тайной канцелярии». Это надо сказать было хуже каторги. А никому не хотелось попасть «на клык» тайным следователям.
Поэтому все со страхом прогуливались по великолепному петровскому парку – Летнему саду. А выходит на променад приходилось всей семьёй, как и на «масшкерады» или ассамблеи. Сам император тоже иной раз прогуливался по саду, заодно и посматривал, кто и как исполняет его приказ. Конечно, до тайной канцелярии дело не доходило, если человек где замешкался и немного припоздал для променада, но шуточное наказание всё же он принимал. Правда и это было не слаще каторги, это было своеобразное унижение пред всеми.
На полотне Бенуа как раз запечатлена прогулка Петра со свитой в Летнем саду. Виден и сам Пётр, правда, со спины; и свита его, которая идёт за ним и ловит каждое его слово. И мелкие карлы, лилипуты-шуты, тоже вместе со свитой прогуливалась. А рядом видно рабочих сада, которые поддерживали парк в порядке: кто подметает, кто стрижёт кусты. Главное, чтобы императору понравилось, остальное не в счёт.
Летний сад в Санкт-Петербурге со временем стал любимым местом горожан. Тут встречались влюблённые, тут прогуливались новобрачные, тут вспоминали свою молодость старики. В этом саду императорская фамилия, и при Петре и уже после него, часто устраивала пирушки, как и для приближённых, так и для простого люда. Он и до сих пор остался прежним любимцем у питерцев.