Описание картины Иеронима Босха Сад земных наслаждений - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха Сад земных наслаждений

Описание картины Иеронима Босха Сад земных наслаждений

Данная картина является самым знаменитым триптихом нидерландского художника Иеронима Босха. Репродукция так называется благодаря ее центральной части, которая посвящена одному из грехов – сладострастию. Современное название картине было дано исследователями. По сей час однозначного толкования картины не существует.

Главной особенностью триптиха является то, что художник попытался донести свои идеи через множество мелких деталей. Сама картина состоит из трех частей: Левой створки, Центральной части и Правой створки.

На Левой створке изображен период, когда сотворялся мир. Небо с Землей дали жизнь десяткам животным. Центр композиции заполнен Источником Жизни – высоким, тонким, розовым сооружением. На переднем плане автор решил показать мир до потопа, а кроме того изобразить сцену того, как были искушены Адам с Евой и выгнаны с Рая.

Центральную часть считают идиллией Босха. В ней изображен сад, в котором обитают обнаженные мужчины с женщинами. Их главным занятием является сбор пищи и разнообразные игрища с любовными утехами. Можно увидеть пару фигур, которые летают по небу. Кроме того, особого внимания заслуживают огромные растения. Все вместе создает впечатление невинности и простоты.

На Правой створке, или как ее еще называют Музыкальным Адом, изображены мертвые музыканты со своими инструментами. После тщательного осмотра этой части картины становится ясно, что автор хотел донести таким способом кошмарную действительность.

На картине можно увидеть разнообразные прозрачные фигурки, фантастические сооружения, чудовищ и адские карикатуры. Одни ученые выдвигали теорию о том, что с помощью картины автор пытался изобразить жизнь человека, в которой присутствует образ настоящей любви и праздник сладострастия. Сомнения вызывают лишь простодушные и отстраненные фигурки, а также позитивное отношение церкви к картине.

Сад земных наслаждений — Иероним Босх. 1500-1505. Дерево, масло. 220 x 389 см.

Самое известное произведение Босха поражает своей красочностью. Картина, населенная людьми и фантастическими существами, сочетает эротические, алхимические и христианские аллегории.

На левой створке триптиха представлен Рай, на правой Ад, в центре сад наслаждений. Здесь обнаженные мужчины и женщины вкушают прелести жизни. Дальний план занимает причудливый фонтан. Средний — девушки с птицами и ягодами на головах, купающиеся в озере, вокруг которого движутся всадники на разных животных. Первый план заполнен развлекающимися людьми. Примечательна компания молодых людей, расположившихся в кустах чертополоха. Слева от них молодой человек, плывущий с девушкой и аистом в большом ярком фрукте по темным водам озера, кормит ежевикой пловцов. Сразу за ними левее изображено несколько больших птиц. Интересна фигура уже немолодого человека, сидящего на спине щегла, он низко опустил голову, словно не желает взирать на происходящее вокруг безобразие.

По мнению одних исследователей, в этой части полотна Босх изобразил еще не изгнанных из рая людей, наслаждающихся жизнью, по мнению других, — обреченный на гибель от потопа погрязший в грехе мир. Но ни одно из высказанных предположений не убедительно.

Сотворение мира и райский пейзаж — тема левой створки триптиха. В центре представлен изящный фонтан — источник жизни, на дальнем плане — обитаемые животными и птицами горы и равнины, на переднем — Бог-творец соединяет Адама и Еву узами брака. Но, как бы намекая на их предстоящее согрешение, вдали мастер изобразил стаю птиц, вылетающую из пещеры, очертаниями напоминающей змея.

На правой створке триптиха — Ад. Дома на дальнем плане горят пламенем преисподней, огненная река уносит туда грешников. В нижнем левом углу людей наказывают за любовь к азартным играм, а среди гигантских инструментов идет безумный концерт. Вероятно, автор высказывался против вытеснявшей в начале XVI века в Нидерландах из церкви пение хора инструментальной музыки. Напротив — сцена ужасной кары за чревоугодие. Ключевое место в композиции створки принадлежит образу человека-дерева. На его голове лежит столешница и стоит волынка, вокруг которой бесы водят грешников. Некоторые исследователи склонны видеть в этом персонаже автопортрет самого мастера.

Предположительно, автор хотел донести до своих современников мысль о том, что Адам и Ева, ослушавшись Бога, обрекли людей на вечные муки.

Триптих «Сад земных наслаждений» является самой известной картиной Босха. Авторское название работы неизвестно, нынешнее наименование дали искусствоведы.

Сюжет поражает многообразием деталей, невероятных предметов и существ. Изображенные герои, словно ожившие галлюцинации, будоражат воображение.

В левой части триптиха представлен рай. В Эдемском саду нарисован Бог, подводящий Еву к Адаму, реальные и мифические животные, а также, все то сущее на земле, что создал Творец.

Правая часть символизирует ад. Там Босх изобразил самые страшные свои фантазии – машины пыток, ужасных чудовищ, всевозможные людские страдания.

В центральной части развернулось пространство, которое называют садом земных наслаждений. Именно там разворачивается основное действо. Полотно буквально кишит обнаженными фигурами людей, которые всячески наслаждаются и развлекаются. Поедают огромные фрукты и ягоды, резвятся с животными, купаются в воде и предаются плотским утехам. Босх словно выплеснул на картину все самое неприглядное и грязное, что таится в человеческом подсознании. В этом смысле живописец может считаться первым сюрреалистом.

Единого мнения о значении произведения у исследователей нет. Некоторые считают «Сад» альтернативным изображением Рая, где нет моральных ограничений, навязанных церковью. Другие утверждают, что Босх показывает двойственность и лицемерную природу плотской красоты – то, что кажется прекрасным телесно, на самом деле обладает духовным уродством.

Но большинство искусствоведов полагает, что центральная часть композиции изображает земную человеческую жизнь во всей ее греховной мерзости. Художник словно развертывает историю человечества от дня создания до Апокалипсиса. Люди жили в раю, а потом были оттуда изгнаны из-за своего грехопадения. Но изгнание их ничему не научило, они продолжают жить в грехе, падая все ниже и ниже. Так все человечество окажется в аду, где их ждут бесконечные страдания. Босх пытался образумить людей, вернуть их на путь святости и аскетизма, обнажив греховную человеческую природу во всей неприглядности.