Эта картина написана Поленовым в 1879 году. Здесь он изобразил тихую и мирную картину русской природы. Полотно не поражает нас буйством и разнообразием красок, будоражащих чувства. Наоборот, картина наполнена светом, покоем и умиротворением.
Перед нами обыкновенный пруд, затерянный в тени вековых деревьев. Таких уголков много на территории нашей страны. Это нечто близкое и родное для каждого русского человека. Поэтому картина Поленова так и притягивает, возле нее отдыхаешь душой.
Композиция картины держится на диагональных линиях. Они идут в разных направлениях, очерчивая границы объектов и создавая целостный образ картины. Берега пруда, мостик, дорожка – все это прорисовано с помощью диагоналей. Такой прием придает полотну объем и выстраивает перспективу.
Картина Василия Поленова Заросший пруд буквально утопает в зелени. Темно-зеленые кроны деревьев создают густую тень и дарят ощущение прохлады. Эта же зелень отражается в спокойной и неподвижной, словно зеркало, глади пруда. На поверхности воды плавают листья кувшинок и островки ряски, поэтому водоем выглядит таким настоящим, живым.
Спокойствие и загадочность – именно так можно кратко охарактеризовать картину знаменитого живописца Василия Поленова «Заросший пруд». Это произведение стало истинным достоянием русской живописи. Оно и сегодня привлекает внимание искусствоведов и простых ценителей творчества своей таинственностью. Кажется, будто в этой картине художник собрал все известные ему тайны, передав их в необыкновенной красоте природы.
Интересно, что у разных зрителей «Заросший пруд» вызывает различные ассоциации. Кто-то представляет неподалёку от изображённого места старенькую избушку, кто-то – диковинные лесные просторы, а кто-то и вовсе чувствует, что здесь, в глубине вод, скрывается сама тайна. Да, Поленов умел показать природу поистине неповторимой, особенной и многогранной. Как же он создавал свою знаменитую картину? Как её приняла публика? И что способен открыть зрителю «Заросший пруд»?
Василий Поленов был не только живописцем, но и воином. Во время сербско-турецкой войны он добровольцем отправился на фронт, а после возвращения в Москву создал ряд батальных произведений, оставивших заметный след в русской живописи. Однако спустя некоторое время художник решил посвятить себя лирико-романтическим творениям. В 1877 году мастер снял квартиру в Дурновском переулке неподалёку от Спаса на Песках. Именно там свет увидели две его картины – «Московский дворик» и «Бабушкин сад».
Спустя некоторое время родители художника пригласили его на свою дачу, располагавшуюся под Киевом. Во время поездки Поленов создал несколько эскизов, которые в дальнейшем стали основой его картин, в том числе и «Заросшего пруда». Работу над этим полотном он начал летом 1878 года, причём картина была создана достаточно быстро и вскоре начала появляться на выставках.
Несмотря на то, что «Заросший пруд» вовсе не принадлежал к батальным полотнам или картинам, раскрывающим общественные проблемы, произведение это нашло отклик у зрителей. Люди с удовольствием рассматривали детали полотна, отмечая, насколько сложная и интересная композиция представлена в изображённом пейзаже.
Вместе с «Бабушкиным садом» и «Московским двориком» эта картина считается частью своеобразной «лирико-философской трилогии» живописца, как говорят об этом искусствоведы. Надо признать, что при взгляде на картину действительно поневоле начинаешь задумываться о том, что важно. Наверное, именно такие произведения позволяют нам поразмышлять и заглянуть внутрь себя. Как отмечал сам Поленов, здесь есть «своя история». Автор говорил:
«Это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет «элегия».
Но давайте же насладимся видом «Заросшего пруда». Итак, на картине мы видим небольшой прудик, берега которого заросли травой и камышом. Художник словно старается обобщить все свои впечатления, а потому показывает нам и мостки, расположенные поодаль, и склон берега, который ближе к зрителю.
Кажется, что парк, показанный Поленовым, невероятно обширный. Такой простор достигается вполне простым, но мастерски использованным приёмом. Обратите внимание: верхушки деревьев словно бы «срезаны». Автор показывает нам лишь их нижние части. Кроме того, мы видим в просвете продолжение парка.
Поразительно, насколько многогранным может быть зелёный цвет. Только всмотритесь: картина Поленова практически вся создана в зелёных тонах! А в верхнем левом углу едва заметен уголок голубого неба, что тоже усиливает ощущение простора и «воздушности». Надо признать, от картины исходит некая «свежесть», которая ощущается едва ли не физически.
Среди зеленого моря листвы особенно ярко выделяются мостик и дорожка, уводящая нас в глубину леса. Приглядевшись, мы видим в тени деревьев скамейку, а на ней – маленькую женскую фигурку. Присутствие человека совершенно не нарушает молчаливого спокойствия природы. Незнакомка является частью этой природы, ее поза расслаблена, она наслаждается летним днем.
В картине почти не показано небо. Лишь в верхнем левом углу живописного холста мы видим небольшой фрагмент бледно-голубого неба, затянутого облаками. Но все равно картина «Заросший пруд» полна солнечного света. Его мы замечаем на поверхности травы, видим солнечные блики на водной глади пруда.
Полотно Васнецова оставляет после себя чувство покоя, умиротворения, благодатной тишины и летней расслабленности.