Анализ картины Василия Перова Портрет Островского -
Анализ картины Василия Перова Портрет Островского

Анализ картины Василия Перова Портрет Островского

«Портрет писателя А. Н. Островского», написанный в 1871 году, считается самым удачным и реалистичным портретом Александра Николаевича Островского. Перову всегда удавалось почувствовать тонкую душевную натуру человека и изобразить его в лучшем образе.

В. Г. Перов изобразил сидящего на стуле Островского. Фон картины – это обычная бурая стена. Сам же Александр Островский сидит в домашнем халате. На рукавах и воротнике утеплённый мех. Такие детали дают понять, что Островский находится в домашней обстановке.

Василий Григорьевич Перов большое внимание уделял лицу и глазам. Ведь он считал, что только глаза могут передать настроение и чувства человека. Глаза Островского на портрете светло-голубого цвета. На них падает свет, и они как будто светятся. По взгляду можно понять, что Островский сложный человек. С одной стороны, он мягкий и пушистый мужчина, но, с другой стороны, есть в глазах какая-то сила и мощь.

Ряд картин Перова второй половины 1860–1870-х годов затрагивают тему «темного царства» и посвящены новым героям на арене общественной жизни России – набиравшему силу купеческому сословию. Здесь Перов безусловно находится под влиянием А. Н. Островского, своего любимого драматурга, чьи «пьесы жизни» (определение Н.А. Добролюбова) сформировали самобытный национальный русский театр. Поэтому предложение П. М. Третьякова написать для его галереи портрет Островского нашло у художника горячий отклик.

Портрет был впервые показан на 1-ой выставке Товарищества передвижных художественных выставок и был восторженно принят публикой и критиками. На портрете Перова Островский изображен в своей домашней одежде – в халате с беличьей оторочкой. Константин Коровин, посетивший драматурга в юности, запомнил его именно в таком обличии: «…он принял нас в комнате в стеганном полухалате. Он встал из-за стола, на котором были разложены карты и начерчен мелом на сукне план павильона на сцене, входы и выходы. Карты были – короли, валеты, дамы. На них ярлыки действующих лиц, фамилии артистов…».

Можно сказать, что предсказанная Нестеровым устойчивость значения перовских портретов подтвердилась со временем: «А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».

Волосы и борода писателя рыжеватого оттенка. Только на голове просматриваются седые пряди. Вся картина выполнена в тёплых тонах. От светло-рыжего до тёмно-коричневого цвета. Ярким пятном на картине, конечно, является сам Александр Николаевич, на лицо которого падает свет с левой стороны. Его «домашняя шуба» практически сливает с фоном картины, виден хорошо только мех на рукавах и воротнике. А сама поза Островского тянется к свету.

Драматург немного наклонился вперёд, так чтобы свет падал на его лицо и руки. Кажется, будто персонаж замер на секунду, и вот сейчас он встанет и произнесёт громкую речь или прочтёт очередное творение.

Картина Василия Перова имеет размер 105 см на 80см, написана маслом. «Портрет писателя А. Н. Островского» находится Государственной Третьяковской Галерее. И что интересно, Третьяков специально просил написать такую картину у Василия Перова.