Картина Василия Перова Старики-родители на могиле сына - Перов В. Г.
Картина Василия Перова Старики-родители на могиле сына

Картина Василия Перова Старики-родители на могиле сына

Василий Григорьевич Перов – известный русский художник. Он внёс большой вклад в живопись. К его творениям принадлежит полотно «Старики-родители на могиле сына», написанная в 1874 году. Перов за свою жизнь побывал во многих странах, но больше всего его привлекла Франция, ставшая позже для него вторым домом. Именно здесь он открыл весь свой талант художника бытовой живописи. Оттачивая свои навыки, через несколько лет пребывания в столице Франции он возвращается обратно в Москву, объяснив своим французским друзьям , что хочет понять душу человека. В поисках вдохновения он обратился к русской литературе – произведениям Тургенева, Достоевского, Чехова и других классиков.

Полотно «Старики-родители на могиле сына» Василия Перова выполнено в традиционном стиле русского реализма. Многие критики до сих пор склоняются к тому, что тематика холста была взята из одноименного произведения Тургенева «Отцы и дети». К центровым фигурам композиции относятся изображённые старик со старухой, которые пришли на могилу любимого сына, скончавшийся несколько лет назад, но всё равно любимый для этих людей. Лица родителей ребёнка скрыты от глаз зрителей, но не сложно догадаться, что они чувствуют. Женщина ссутулилась, спряталась за своего мужа от всего внешнего мира, чтобы скрыть всю свою печаль. Старик же выглядит более стойким, но всё же показывается его невыносимая горечь, как бы старательно она не была спрятана. Эта супружеская пара пристально смотрит на могилу, и на лице мужа уже видно, что всё-таки пришло смирение в их душу и понимание случившегося. Родители постоянно находятся рядом с покойным сыном, желая возместить всё потерянное время, которое было при его жизни.

Судя по уже зарастающей травой и деревцами могилке, похоронен сын давно. Когда-то безутешное горе стариков перешло в тихую печаль и покорность той несправедливой, но неизбежной судьбе, которая уготована была им всем. Молодому человеку – лежать в земле, а старикам — доживать без единственной опоры в их жизни.

Но, тем не менее, в этом драматическом и грустном сюжете, художник изобразил фигуры стариков полных внутреннего достоинства. А также полных любви к своему такому грешному, бунтующему, страстному, но с большим сердцем и доброму к людям, сыну.

Интересно, что вначале своего замысла живописец хотел показать родителей лицом к зрителю. Отца с низко опущенной головой, а мать коленопреклоненную возле могилки. Но затем, изменил свое решение, и картина стала известна именно в таком варианте.

В этой картине художник воспроизвёл максимально точно каждую малую деталь, с невероятной передачей от каждого элемента своей энергетики и своего замысла. Перов выбрал тёмные тона, не давящие на человека, а скорее расслабляющие и окутывающие в своё пространство. Он не использует изменения оформления и убранства, чтобы не отвлекать внимание зрителя от глубокой истории картины.