Картина Василия Ивановича Сурикова Сибирская красавица (1891) - Василий Суриков
Картина Василия Ивановича Сурикова Сибирская красавица (1891)

Картина Василия Ивановича Сурикова Сибирская красавица (1891)

Первые мысли, которые возникают при виде этой картины Василия Ивановича Сурикова Сибирская красавица, лишний раз убеждают в том, что истинная женская красота не нуждается ни в каких украшениях. Этого мнения придерживался сам художник, который был родом из Сибири и очень сильно любил родную страну. Он часто использовал образы своих земляков для написания полотен. Здесь изображена молодая жизнерадостная сибирячка, от которой веет энергией и хорошим настроением. Она одета в исконно русский наряд, женщина излучает теплоту и добро. Её чёрные глаза светятся от счастья, в них виднеются проблески живой русской души.

Портреты Василия Ивановича Сурикова часто бытуют под обобщенными названиями-эмблемами: «Казачка», «Горожанка», «Сибирская красавица», хотя все они представляют реальных лиц. Так, моделью для «Сибирской красавицы» послужила Екатерина Александровна Рачковская (1857–1900), жена красноярского врача и общественного деятеля П. И. Рачковского. Суриков был дружен с его отцом, протоиреем И. М. Рачковским и всей семьей Рачковских. Екатерина Александровна была учительницей, активно участвовала в общественной жизни Красноярска, в 1887–1900 годах являлась помощницей попечителя красноярского Владимирского детского приюта и членом попечительского совета женской гимназии. Во время приезда Рачковской с мужем в Москву Суриков написал с нее этюд для картины «Боярыня Морозова», она также послужила моделью для картины «Взятие снежного городка».

Сурикову дорог дух «Древней Руси», еще живущий в современных людях, для него портрет – это связующее звено между прошлым и настоящим. Он ищет в портрете воплощение некоего архетипа народного характера, народного духа, народного представления о красоте. Художник рассказывал своему первому биографу поэту и художнику Максимилиану Волошину: «…сестры мои двоюродные – девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная, древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные, все здоровьем дышало».

В большинстве женских портретов Сурикова волосы моделей убраны, лица предстают в обрамлении платков: «Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской», «Казачка. Портрет Л .Т. Маториной», «Горожанка. Портрет А. И. Емельяновой», «Анфиса», «Портрет П. И. Щербатовой», «Портрет Т. К. Доможиловой». Данному приему нашел точное и образное словесное соответствие М. А. Волошин – «оклады старинных платков». Женские лица на суриковских портретах мерцают в этом узорчатом обрамлении, как жемчужины в раковинах. Кисти рук спрятаны или срезаны краем холста. Платки, убранные руки – придают обобщенность силуэту, очерченному четкой линией. Художник использует низкую линию горизонта, что позволяет видеть лица его моделей снизу-вверх. Композиция портрета, как правило, строится по дуге, раскрытой в сторону зрителя, как будто героини портретов склоняются в неглубоком почтительном поклоне перед зрителем.

Михаил Нестеров, младший современник Сурикова, отмечал в его портретах активное авторское начало, подчинение объективной реальности «мечте» и «идее» художника, его идеальным представлении о человеке: «В. И. Суриков всегда поэт, он воспевает величие характера русского человека и эту идею он выражает и в портрете. Для Сурикова портрет – это не только выражение данной индивидуальности, он видит за ней… свой персонаж, который может жить в любом столетии в его картинах».

Портреты Сурикова оставляют ощущение трепета жизни, захватывают эмоциональным восприятием модели. И этот трепет живой жизни, чувственная радость от соприкосновения с ней выражены прежде всего через цвет и пластику живописи. Суриков наслаждается «краской», чувствует ее как никто из русских живописцев второй половины ХIХ столетия, увлеченно создает на холсте каждый раз новые цветовые созвучия, побуждая зрителя подойти к картинам вплотную и восхититься богатством красочных замесов и энергией самой живописи.

Озорной взгляд прекрасно подчёркивает красивая улыбка, которая делает образ девушки более полным и завершённым. Особое внимание художник уделил костюму, в который одета героиня. На белоснежной рубашке надет чёрный сарафан, расшитый золотистыми нитками. Её голову украшает платок с вышивкой, прекрасно сочетаясь со всем нарядом. Сочетание цветов делает её образ неброским, но тем не менее, он выглядит очень нарядно. На девушку падает мягкий свет, который не выделяет никаких особых деталей.

Иван Суриков являлся воспевателем натуральной женской красоты, поэтому он предпочёл не изображать на девушке никаких лишних украшений. Он не хотел усложнить содержание картины, уделив больше внимания внутреннему миру сибирячки. Мастер невероятно точно изобразил типичную русскую красавицу, которая кажется сильной, свободной и улыбчивой. Её поза кажется слегка игривой и кокетливой, словно девушка забавляется. Платок повязан очень просто, «по – народному», подчёркивая её нарочитую небрежность. Но самое главное, что художник смог великолепно передать естественность и прелесть своей землячки, которая трогает самые тонкие струны души и заставляет восхищаться ей непринуждённой красотой.